14 декабря, в день памяти праведного Филарета Милостивого, мы вспоминаем о приснопоминаемом Митрополите Филарете (Вахромееве), первом Патриаршем Экзархе всея Беларуси. Владыка долгие десятилетия являлся поистине милостивым архипастырем и отцом для белорусской паствы. В этом году исполнилось 45 лет со времени его назначения на Минско-Белорусскую кафедру: 10 октября 1978 года стало своеобразной точкой отсчета нового периода в современной церковной истории Беларуси.
Одновременно с архипастырским окормлением белорусских земель Митрополит Филарет 8 лет возглавлял Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата и около 18 лет руководил Синодальной богословской комиссией Русской Православной Церкви. Об этих гранях служения приснопоминаемого владыки, именуемого апостолом Белой Руси, и его качествах как человека, архипастыря и руководителя в интервью сотрудникам Синодального информационного отдела Белорусского Экзархата рассказал Митрополит Будапештский и Венгерский Иларион.
— Добрый день, Владыка Иларион! Вы близко знали Митрополита Филарета (Вахромеева), общались и работали. Прошло почти три года со времени кончины этого выдающегося иерарха Православной Церкви. Владыку знали по всему миру, а Вы в свое время последовали по его стопам, возглавив Отдел внешних церковных связей и Синодальную библейско-богословскую комиссию.
Мы бы хотели, чтобы Вы поделились воспоминаниями о личности Митрополита Филарета, о тех личных и рабочих моментах, которые Вам довелось пережить вместе, о том наследии, которое оставил владыка Филарет, и о том, что Вы лично почерпнули от общения с этим неординарным и выдающимся человеком.
— Я хотел бы сначала сказать несколько слов о тех общецерковных структурах, которые возглавлял владыка Филарет в разные годы своей жизни.
Во-первых, это Отдел внешних церковных связей, в его времена он назывался Отделом внешних церковных сношений. Владыка возглавлял отдел без малого 10 лет. Это было то время, когда Русская Православная Церковь выходила из катакомб после семи десятилетий существования в условиях гонений. Владыка был председателем ОВЦС, когда власти разрешили празднование 1000-летия Крещения Руси. Подготовка к этому празднованию отнимала существенную часть времени владыки как председателя ОВЦС, поскольку он нёс ответственность за всю международную составляющую предстоящих торжеств. Власти дали разрешение на то, что будет проведено празднование, но никто не предполагал, какие к этому времени произойдут изменения и какой будет масштаб торжеств. Предполагалось, что празднование 1000-летия Крещения Руси будет камерным мероприятием, почти что внутрицерковным, может быть, с приглашением каких-то иностранных гостей. Но никто не мог себе представить, что в 1988 году радикальным образом изменится ситуация в стране, будет объявлена политика гласности и перестройки. И по сути, именно 1988 год, год тысячелетия Крещения Руси, стал переломным в истории нашей Русской Православной Церкви. Потому что именно тогда государственная власть увидела, в каком масштабе существует Церковь, какой у неё колоссальный авторитет и какую духовно-нравственную силу она представляет собой. С этого момента начался тот процесс возрождения Русской Православной Церкви, который продолжается по сей день.
Конечно, как председатель Отдела внешних церковных сношений владыка Филарет объехал весь мир. Он приобрел себе друзей во всех странах и на всех континентах. Приобрёл мировую известность. И умело пользовался этими внешними церковными связями Русской Православной Церкви, в том числе для налаживания церковной жизни внутри страны и, в частности, в Беларуси. Не случайно при нём многие международные делегации, в том числе делегации из иных Поместных Церквей, представители иных христианских конфессий регулярно стали приезжать в Беларусь, что способствовало укреплению здесь церковной жизни.
Ещё одна структура, которую владыка Филарет возглавлял уже при Патриархе Алексии II и некоторое время потом при Патриархе Кирилле, — это Синодальная богословская комиссия. Сейчас она называется Библейско-богословской. Но в то время было две комиссии: одна Библейская, другая Богословская. Владыка возглавлял Синодальную богословскую комиссию. Мой контакт с владыкой Филаретом начался именно в рамках этой комиссии, поскольку я был её членом, и достаточно активным на протяжении некоторого времени. Владыка возглавлял её и давал мне различные поручения по работе в этой комиссии.
В частности, в середине 1990-х годов внутри Русской Православной Церкви возникла очень серьёзная критика участия Русской Церкви в экуменическом движении. Например, были подвергнуты критике те документы, которые были приняты на общеправославном уровне и касались богословского диалога с так называемыми Дохалкидонскими церквами. Это Армянская, Коптская, Сиро-Яковитская, Эфиопская и несколько других церквей. Были подписаны документы, которые вызвали в Русской Православной Церкви споры. Синодальной богословской комиссии было поручено осуществить анализ этих документов. Я помню, что вызывались эксперты: и те, которые выступали за, и те, которые выступали против. Обсуждения были очень бурными. Но владыка Филарет своим спокойствием, своей мудростью умел не то чтобы примирять стороны — они не помирились — но, по крайней мере, всё время выводить диалог в цивилизованное русло. Это ему удавалось во всех обстоятельствах и при любых раскладах.
Потом, уже при Патриархе Кирилле, я стал заместителем владыки Филарета в Синодальной богословской комиссии. Затем комиссия абсорбировала существовавшую ранее независимую Библейскую комиссию. И уже в таком виде мне было поручено ее возглавить. Так что на посту председателя этой комиссии я стал прямым преемником владыки Митрополита Филарета.
— Пересекались ли Вы с Митрополитом Филаретом по работе в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви?
— На протяжении нескольких лет мы вместе с владыкой Филаретом были членами и Священного Синода Русской Православной Церкви и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Священный Синод — это тот орган, который фактически управляет Церковью, принимает решения кадрового, церковно-политического характера. Это коллегиальный орган, где каждый член имеет возможность высказывать своё мнение. Я вспоминаю, что владыка Филарет нередко высказывался в дискуссии по тем или иным церковно-политическим, а также по кадровым вопросам. И к владыке очень часто обращались за советом не только в вопросах, касавшихся непосредственно Белорусского Экзархата, но и по проблемам богословского или внешне-церковного характера, поскольку он прекрасно разбирался в этой проблематике как бывший председатель Отдела внешних церковных связей и Синодальной богословской комиссии. Владыка нередко делал свои замечания, всегда по существу, всегда лаконичные. Но он никогда не говорил чего-то не относящегося к делу и чего-то, что не приносило бы реальную пользу в дискуссиях.
— Помните ли Вы Ваши визиты в Беларусь по приглашению Митрополита Филарета?
— Владыка Филарет был очень внимательным и чутким человеком. Всякий раз, когда мы с ним встречались, он расспрашивал меня о моей жизни. Особенно мне запомнились мои посещения Белорусского Экзархата, когда я был гостем владыки. Он всегда раскрывал двери своего дома, а самое главное — двери своего сердца для гостя. У меня до сих пор хранится и висит в моём рабочем кабинете картина, которую мне подарил владыка. Эта картина немецкого художника Кюсхарта, который жил и творил в конце XIX века, называется «Христос в Гефсиманском саду». Она довольно необычная: Христос изображён молящимся, а Ангел, который сошёл с небес для того, чтобы Его укрепить, как бы обнимает Его, а Он обнимает этого Ангела. Владыка Филарет сделал такую табличку на этой картине: «Дорогой Владыка Иларион, пусть Ангел Господень укрепляет Вас в Ваших трудах на благо Церкви». Это конечно, свидетельствует о том, что владыка очень тщательно продумал и сам подарок, и ту надпись, которую он сделал, потому что она носит очень личный характер. Всякий раз, когда я взираю на эту картину, я вспоминаю приснопамятного владыку Митрополита Филарета.
— 10 лет назад в большом зале Белорусской государственной филармонии состоялась премьера Вашей оратории «Страсти по Матфею». Это был последний год, когда Белорусский Экзархат возглавлял Митрополит Филарет. Владыка присутствовал на концерте. Какой отзыв он Вам высказал, присутствовала ли в Ваших беседах тема музыки?
— В апреле 2013 года, незадолго до празднования святой Пасхи, в Минске исполнялось мое произведение «Страсти по Матфею» и владыка Филарет присутствовал на этом концерте. Он был очень тонким ценителем музыки. Его отец был известным музыкальным теоретиком, автором книг по теории музыки. Сам владыка в детстве тоже учился музыке и навсегда сохранил любовь к ней, причём не только церковной, но и классической.
Владыка давал такие комментарии по ходу исполнения и после концерта, которые свидетельствовали о том, что он не был дилетантом, а воспринимал музыку глубоко и, я бы сказал, профессионально. Владыка Филарет был очень рад тому, что этот концерт состоялся и много раз меня за это благодарил.
Когда мы встречались в последующие годы, он уже не был Экзархом Беларуси, был на покое, но неизменно вспоминал эту нашу встречу на концерте.
— Вы неоднократно совершали совместно с Митрополитом Филаретом Божественную литургию. Поделитесь, пожалуйста, если возможно, воспоминаниями о моментах совместной молитвы?
— Владыка Филарет был ревностным совершителем богослужения. Именно в богослужении он раскрывался как иерарх, как священнослужитель, как личность. Он всегда очень внятно и чётко произносил молитву, очень музыкально произносил возгласы.
Надо сказать, что служение человека, который возглавляет Литургию, сказывается на всём строе Литургии, на том как служат другие священнослужители, как служат диаконы, как поёт хор. Владыка очень тщательно следил за тем, чтобы богослужение было красивым, чтобы оно было благолепным, величественным, и самое главное — молитвенным. Ведь православное богослужение — это синтез искусств. Там есть и иконы, и фрески, и пение церковное, и чтение. Все органы чувств человека участвуют в богослужении. Это не только какое-то интеллектуальное упражнение, но это то, в чём участвует в сердце человека, его тело и зрение, слух, обоняние.
Владыка Филарет был знатоком и ценителем богослужения и уделял большое внимание эстетической стороне богослужения. Но прежде всего, конечно, её внутреннему наполнению, то есть тому, чтобы богослужение было реальной молитвой и чтобы люди, которые приходят в храм, вовлекались в священнодействие и молились вместе с тем, кто возглавляет службу и его сослужителями.
— Митрополит Филарет внес значительный вклад в единство нашей Церкви, в укрепление межхристианских связей, в дело созидания мира на планете и разоружения, в развитие богословский школы в Русской Православной Церкви. Каков, на Ваш взгляд, его вклад, его заслуги и то наследие, которое он оставил последующим поколениям?
— Владыка Филарет оставил о себе очень светлую память. Прошли годы с тех пор, как он перестал возглавлять Белорусский Экзархат, и три года с тех пор, как он скончался. Но очень многие люди его помнят, очень многие люди ему благодарны. Не только в Беларуси, но и во всём мире у него есть те почитатели и ценители, которые продолжают его любить, которые всегда молятся о его упокоении, в жизни которых он оставил свой существенный след.
— Что бы Вы пожелали его наследникам на поприще церковной дипломатии?
— Каждый человек неповторим и невозможно повторить владыку Филарета. Я не думаю, что будет правильно ему подражать, по крайней мере, в каких-то внешних его манерах, которые были совершенно особыми, очень узнаваемыми, очень уникальными. Но самое главное, что я хотел бы сказать всем, кто любил владыку Филарета и особенно его непосредственным наследникам в Белорусском Экзархате, это то, что он очень пламенно и горячо любил Церковь и все свои силы отдавал ей. Он всю свою жизнь посвятил и отдал Церкви. Я бы очень хотел, чтобы и в нашем поколении были люди, которые настолько же целеустремленно служат Церкви, настолько же ей преданы, настолько же отдают ей все свои силы.
— Большое спасибо, Владыка, что ответили на наши вопросы.
Интервью подготовили Анна Трошкина, Татьяна Амелина
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7