Уважаемый Валентин Олегович,
досточтимые судьи и сотрудники Верховного Суда!
Сердечно приветствую всех вас на этой встрече и благодарю за приглашение посетить высший орган судебной власти нашего государства.
Прежде всего, от имени Белорусской Православной Церкви примите сердечные поздравления по случаю 85-летней годовщины Верховного Суда, которая отмечается в текущем году.
В связи с этой датой хочу пожелать вам мира, благополучия, крепости духовных и телесных сил для несения нелегкого креста судьи. Пусть Господь хранит вас и ваших близких, дарует здоровье и благоденствие вашим семьям.
Коль волею судьбы мне представилась возможность выступить в этих стенах, дерзну высказать некоторые мысли о высоком призвании суда и правосудия.
На Верховный Суд Республики Беларусь и суды всей страны возложена высокая миссия – осуществлять правосудие. Ежедневно в них рассматриваются и разрешаются сотни уголовных, гражданских и административных дел, порой определяющих судьбы многих людей.
Велики полномочия судов, а это значит, что велика и возложенная на них ответственность. Верховный Суд призван вершить окончательное правосудие, посему и ответственность его – сугубая.
И потому столь важно заботиться не только о том, чтобы преступник не избежал ответственности, но наипаче – о том, чтобы невиновный не пострадал от наказания. Ибо «лучше оправдать десять виновных, чем обвинить одного невинного», – как о том говорила одна известная царствующая особа.
Само понятие суда является весьма близким религиозному сознанию. Ведь суд земной является лишь прообразом Суда Божия – того Высшего суда, который ожидает каждого по завершении его земного пути.
Божий Суд праведен и справедлив, и перед ним равны все – богатые и бедные, сильные мира сего и убогие, стар и млад. По образному выражению поэта, Суд сей знает «и мысли, и дела» человеческие, и праведно оценивает поступки и образ жизни всех людей, когда-либо живших на земле. И посему для человека верующего вся его жизнь и каждый миг этой жизни является подготовкой к последнему Суду, за которым – вечность.
Суд Божий вершится по нормам божественной справедливости, неподкупной и беспристрастной. Она познается из заповедей Божиих, содержащихся в Ветхом и Новом Заветах, в церковном предании, священных канонах, в христианских традициях и убеждениях. Она основана на торжестве добра, и – главное – на безграничной любви Создателя к Своему творению.
Не имея намерения что-либо советовать, а тем паче учить просвещенную юридическую корпорацию, позволю себе все же поделиться некоторыми размышлениями относительно нравственных основ правосудия.
Хотя Церковь и осуществляет сегодня тесное сотрудничество с государством, она не может оказывать непосредственного влияния на судебный процесс. В то же время, являясь хранительницей христианского наследия, Церковь призывает к соблюдению нравственных императивов в жизни общества и государства.
В ходе истории судебная власть постепенно приобрела исключительно светский характер, и судьи уже не ссылаются на библейские нормы при вынесении решения. Тем не менее, закон содержит определенные требования к моральным качествам судьи. Формирование же морального облика гражданина является также и делом Церкви, которая способна взрастить семена любви и милосердия в душах своих чад. Честность, добросовестность и подобные им добродетели принадлежат к числу тех основополагающих нравственных категорий, которые могут воспитываться в лоне Матери-Церкви.
В соответствии с Конституцией судьи независимы и подчиняются только закону. Однако в законодательстве невозможно предусмотреть все нюансы, возникающие в спорных жизненных ситуациях. Поэтому немалую роль при принятии решения играет усмотрение судьи, которое может зависеть от многих факторов, и не в последнюю очередь – от его человеческих качеств.
Совесть судьи, его правовая и духовная культура часто являются определяющими при вынесении решения или приговора. Не случайно в народе жива пословица: «Не бойся закона, бойся судьи».
Потому можно утверждать, что справедливость судебного решения зависит не только от его соответствия закону, но и нормам нравственности. Истоки этих норм мы находим в Священном Писании. «Производите суд и правду…», – с таким призывом обращается Господь к людям (Иер. 22, 3). Ибо, как учит Премудрый: «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва» (Прит.21:3).
Таким образом, суд и справедливость неразделимы. В судебной сфере не последнюю роль играет и милосердие. Справедливый и милосердный суд порождает доверие граждан к нему, а следовательно, и к государству. О чем свидетельствуют и слова пророка Исайи: «… делом правды будет мир, и плодом правосудия – спокойствие и безопасность вовеки» (Ис.32:17).
Хотелось бы пожелать, чтобы объективная справедливость, на которой зиждется право, основывалась бы на принципах, происходящих из традиционных для нашего народа христианских ценностей.
Представляется благотворным и существование живой связи народного правосознания с религиозным мировоззрением. Последователь Христов руководствуется заповедью повиноваться законным требованиям власти «не только из [страха] наказания, но и по совести» (Рим.13:5), дабы восторжествовала заповедь Господня: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12).
Так, к примеру, императив «не убий» может быть одновременно и правовым, и религиозным. В первом случае человек следует ему, поскольку остерегается наказания со стороны земных властей, во втором – поскольку верит в воздаяние Божественное. И второй мотив следует признать гораздо более высоким и надежным.
Посему государству необходимо неустанно заботиться о том, чтобы с младых лет каждый человек воспитывался на незыблемых принципах любви, милосердия, нелицемерного служения Богу и людям. Тем паче это относится к представителям тех профессий, от которых зависят судьбы многих людей.
Представляется важным, чтобы со студенческой скамьи будущие правоведы приобщались к основам Священного Писания – Закону Божию, ибо в нем можно обрести истинные понятия о справедливости, о добре и зле.
Профессия судьи ежедневно ставит его перед нравственным выбором, который обязывает его постоянно пребывать в готовности к ответственному поступку.
В этой связи немаловажно, чтобы у судей было и больше времени на полноценное осуществление своих функций.
Особо хотелось бы остановиться на уголовных делах в отношении несовершеннолетних обвиняемых. Несовершеннолетние – весьма уязвимая часть общества и они заслуживают особого внимания ввиду своей незащищённости, нестабильности жизненных принципов, неосведомлённости о различных аспектах общественной жизни.
Основная цель правосудия в отношении несовершеннолетних – не наказать и оградить от общества, а обеспечить их исправление. Отправляя впервые оступившегося ребенка в места заключения, мы обрекаем его на прохождение криминальных университетов.
Чаще всего подросток-правонарушитель – это ребенок, в отношении которого была нарушена справедливость. Подлинную степень его вины может знать лишь Всевышний, ибо дети имеют разное воспитание, условия своего развития и массу иных различий в изначальных условиях своего бытия. У большинства из них существуют проблемы с родителями, и они сами – жертвы правонарушений.
Необходимо всегда помнить и то, на каких примерах сегодня растет молодежь. Низкопробная продукция из телеэкрана, кино, прессы и – в особенности – из Интернета наполняет юные души образами насилия и жестокости, вседозволенности и цинизма. А взрослые лишь разводят руками, дескать: демократия, свобода…
Чего же удивляться после этого, что преступность «молодеет»? Эти дети, прежде чем преступить закон, сами стали жертвой навязчивой пропаганды порока. Они являются укором всему обществу, которое упустило шанс сделать из них нормальных людей. Ведь ребенок – словно белый лист. И мы, взрослые, видим на этом листе лишь то, что изобразили сами. Мы наказываем, не воспитывая. Между тем, лишь полноценное воспитание дает моральное право на наказание.
Более того, наказание для несовершеннолетнего не должно быть чрезмерно строгим. Нужно дать максимально возможный шанс оступившемуся подростку реабилитироваться. Ещё Сенека говорил, что «человек наказывается не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь».
печалованием», т.е. с ходатайством перед государственной властью об облегчении участи тех осужденных, которые в силу разных обстоятельств достойны более снисходительного к себе отношения..
В заключение хочу отметить, что как в светском обществе система судов способствует укреплению правопорядка и нравственных устоев, так и в Церкви существует собственный суд, призванный соблюдать церковный порядок и строй церковной жизни, стоять на страже священных канонов и иных церковных установлений, способствовать сохранению неповрежденности Божественного учения.
Осознавая свою ответственность перед обществом, учитывая вызовы времени, Церковь разработала собственный судебный кодекс. В июне завершил свою работу Архиерейский собор Русской Православной Церкви, на котором, в частности, обсуждался и этот вопрос. С принятием «Положения о церковном суде…» мы получили документ, отвечающий запросам современной церковной жизни, который послужит укреплению церковного единства и порядка.
Я верю в успешную работу Верховного Суда, в осуществление им справедливого правосудия на основе норм права и морали, надеюсь на умножение его вклада в снижение уровня преступности и в укрепление правопорядка в нашем государстве. Завершить своё выступление я хочу словами известного современного писателя: «О государстве лучше всего судить по тому, как в нём судят».
12 июля православные христиане отметят день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Хочу поприветствовать всю судебную корпорацию с наступающим большим праздником и пожелать великого терпения и помощи Божией в вашем высоком служении народу и Отечеству.
Храни вас Господь!
Благодарю за внимание.
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7