Уважаемые педагоги и студенты!
Христос воскресе!
Наше сегодняшнее собрание посвящено скромной, но вместе с тем чрезвычайно важной дате – десятилетию часовни в нашем Институте теологии. Наша часовня, как вы все знаете, это маленький, внутренний храм в стенах Института, но по существу – это самое средоточие жизни Института, это – его сердце.
Поразмышляем сегодня о том, почему в нашем Институте есть храм и какова его роль в нашей жизни. Хотелось бы прежде всего заметить, что в этом мы вовсе не уникальны. Это общехристианская традиция: каждая духовная семинария, духовная академия, богословский институт или факультет имеют свой храм. Зачем? Ведь в городе есть приходские храмы, в которых регулярно совершаются богослужения.
Традиционно церковные приходы организуются по территориальному признаку: они предназначены для людей, проживающих в данной местности. Нас же, педагогов и студентов, отличает то, что мы не просто неподалеку друг от друга находимся – мы находимся в непосредственном общении: мы вместе учимся и трудимся, и поэтому для того, чтобы наше общение было общением во Христе, нам нужна совместная молитва, богослужение, нужен храм. Только тогда наше общение будет по настоящему глубоким и истинным, будет на самом деле христианским, если оно будет молитвенно-богослужебным. «Где двое или трое собраны во имя Мое, – говорит Господь, – там Я посреди них» (Мф. 27: 20).
Поэтому если мы действительно верим в Промысл Божий, если мы уверены, что в Институте мы оказались не случайно, а по всеблагой воле Божией, то будем искать друг с другом этого высшего общения – общения во Христе через церковное богослужение, вершиной которого является Святейшее Таинство Евхаристии, во время совершения которого священник молится: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго причастие».
Характерной особенностью всех богословских учебных заведений является также наличие в них священника – духовника. Какова его роль в жизни Института теологии? Чтобы осмыслить ее, будем исходить из той непреложной аксиомы, что все мы сами изучаем и помогаем изучать другим Священное Писание, богословие, литургику, церковную историю и другие науки с единственной целью: познать путь спасения. Других целей у нас нет. И служение священника состоит в заботе о спасении вверенных его попечению духовных чад. Господь наш Иисус Христос сказал некогда Своим апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28: 19-20).В этих словах Спасителя мы находим указание на три аспекта пастырского служения: учительство, или проповедь, священнодействие, или совершение богослужений, и духовное руководство. Эти три аспекта должны быть в служении каждого священника, и не правы те, кто все обязанности священника сводит лишь к богослужебной деятельности.
Что же касается богословского учебного заведения, каковым является и наш Институт теологии, то здесь в какой-то мере облегчается пастырю исполнение обязанности учительства, так как истины веры нашей изучаются в аудиториях, и поэтому основное внимание нужно уделить благоговейному уставному совершению богослужений и особенно духовному руководству. Мало – знать истины веры и установления церковные, важно уметь их применять в своей личной жизни. Какое должно быть молитвенное правило? Как строго поститься? Как часто причащаться? Как готовиться к причастию? Можно ли во время поста, например, пойти к бывшему однокласснику на празднование дня рождения? Эти и многие другие вопросы должны обсуждаться с духовником.
Святитель Феофан Затворник говорит: «Дело спасения есть искусство из искусств и наука из наук – как же можно обойтись здесь без учителя?» Святитель напоминает, что величайшие подвижники нашей Церкви – преподобные Антоний Великий, Макарий Египетский, Пахомий, Иларион, Евфимий, Савва и все другие подвижники ощущали для себя потребность в духовном руководстве. В духовной жизни очень опасны самонадеянность и самоуверенность. Свой особый путь жизни, по своему уму и сердцу, как свидетельствует святитель Феофан, «всегда был почитаем путем заблудным и гибельным». На основе глубокого анализа древней святоотеческой письменности святитель делает вывод: «Посему общее правило всех святых: кто сам по себе живет (т.е. без духовного руководства), тот бесплодно живет».
Значение духовного руководства особенно возросло в наше время, когда Церковь перестала быть гонимой, и поэтому в ее ограде появилось много теплохладных христиан или даже тех, кого и христианами назвать трудно, потому что они даже не пытаются жить духовной жизнью. Кто считает возможным какой-то компромисс между «широким путем» мирской жизни и «узким путем» жизни во Христе, тот не понял Евангелия. Истинный богослов в своем знании утверждается на опыте жизни во Христе, и идеалом христианского знания является органичное соединение веры, благочестия и разума.
Приветствую всех с десятилетием бытия нашего институтского храма и желаю, чтобы он для каждого из вас был местом встречи со Христом, и чтобы все мы, посещая лекции и семинары, сдавая зачеты и экзамены, готовя рефераты и курсовые работы, участвуя в общественных мероприятиях, всегда помнили о том, что христианская богословская ученость является в первую очередь плодом христианской веры и духовной жизни, своеобразным синтезом церковности и научности, что было выражено еще в IV веке словами Евагрия Понтийского: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты – богослов». Аминь.
Христос воскресе!
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7