Сердечно приветствую высокочтимых участников и организаторов международной конференции на тему «Христианско-иудейский диалог: религиозные ценности как основа взаимоуважения в гражданском обществе в условиях глобального экономического кризиса».
Наша сегодняшняя встреча представляет собой уже седьмой по счету форум из чреды межконфессиональных конференций, которые проводятся Институтом религиозного диалога и межконфессиональных коммуникаций. Нынешняя конференция проводится при организационной и технической поддержке Международной общественной организации “Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла”.
Напомню, что Институт как консультационный и аналитический орган учрежден при Святом Синоде Белорусской Православной Церкви. Его деятельность направлена на развитие и углубление контактов с другими христианскими конфессиями и с иными религиями. Целью неизменно пребывает поддержание диалога ради сохранения межрелигиозного мира и, как следствие, укрепления социальной стабильности.
Кроме того, важной задачей, которая поставлена перед Институтом, является развитие взаимодействия Церкви и гражданского общества в сфере культуры, организация созидающего диалога не только между богословами различных религий, но и всеми верующими традиционных для Беларуси вероисповеданий.
Тема первой конференции, состоявшейся в декабре 2002 года, звучала так: «Религиозная коммуникация сегодня: границы и перспективы». Ныне её можно считать своеобразным вступлением в область современного межконфессионального и межрелигиозного диалога в нашей республике.
Задачей, которую мы ставили перед собой, было четкое определение условий, необходимых для созидательного религиозного общения. В начале XXI века не только для верующих людей, но и для всего общества было важно осознать значимость религиозного диалога как инструмента стабильного и всестороннего развития. Также большое значение имели изучение и популяризация истории религиозного диалога в Европе в целом и Беларуси в частности.
Следующая конференция состоялась через год, в декабре 2003-го, и носила название «Религиозный диалог и примирение через искусство». Ее центральной темой было рассмотрение причин и следствий исключения из проекта Конституции Евросоюза пункта о христианских ценностях, которые лежат в основании европейской культуры и цивилизации.
Ещё через год в декабре 2004-го была проведена конференция на тему «Христианство и взаимодействующее соседство духовных ценностей в Европейском сообществе». Внимание участников было сосредоточено на проблемах самобытности в контексте христианского единства и культурного взаимодействия между православными и католиками, нашего общего понимания того, что есть святость, евангельская этика и социальная канва христианства.
В 2005 году были проведены сразу две конференции: в феврале — на тему «Православие в постсоветские времена: осмысление ситуации», а в декабре — на тему «Христианская этика солидарности против насилия и жестокости». Тот декабрьский форум стал самым крупным по числу представителей различных стран и религиозных традиций. И это понятно: ведь выработка практической стратегии и тактики преодоления насилия и жестокости в современном мире является жизненно важной задачей для всего человеческого рода.
Предыдущая конференция состоялась в октябре 2007 года и была посвящена теме «Диалог христианства и ислама в условиях глобализации». Участники из пятнадцати стран мира представляли основные монотеистические религиозные объединения. В работе форума принимали участие лидеры иудейских общин Беларуси.
В центре диалога был поиск тех точек, в которых ислам и христианство соприкасаются и могут открывать двери для сотрудничества. При этом не исключалось обсуждение существующих разногласий социального и богословского содержания. Однако именно открытость дискуссии позволила ее участникам глубже понять позиции партнёров по диалогу и в чем-то уточнить собственные воззрения.
Сегодня мы открываем конференцию, посвященную диалогу с иудаизмом — старейшей из авраамических религий. Дата начала работы нашей конференции весьма символична: 9 ноября — это Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма. Мы помним, что семьдесят один год назад в ночь с 9 на 10 ноября было положено начало массовому гонению евреев в Германии.
Пережив и осмыслив многочисленные исторические трагедии двадцатого века, европейская и мировая цивилизация в целом достигла такого уровня самосознания, когда в большинстве стран и регионов мира последователи различных религий взаимно стремятся мирно жить друг рядом с другом, постоянно соприкасаться и при этом сохранять доброжелательность или, по крайней мере, нейтралитет.
Но равновесие это по-прежнему остается самой хрупкой ценностью международного сообщества.
Нужно учиться веротерпимо сосуществовать. Необходимо развивать навык доброжелательного межрелигиозного диалога при взаимном уважении и взаимном сохранении собственной религиозной, мировоззренческой, культурной и национально-исторической идентичности.
Равноправный диалог христиан и иудеев, — если он действительно начнёт развиваться и приносить практические плоды, — может явиться уникальным примером того, как можно и должно учиться на собственных ошибках, дабы предотвращать исторические катастрофы.
Полагаю, что именно такую цель преследует нынешняя конференция, и желаю всем нам благословенных успехов на этом пути.
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси
9 ноября 2009 года,
Минск
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7