“Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума”
Возлюбленные архипастыри, пастыри, монашествующие и все верные чада Белорусской Православной Церкви!
Сердца наши вновь ликуют в переживании непостижимого чуда Рождества Христова. Каждый год в течение сотен столетий христиане в разных странах и народах вновь и вновь изумляются откровению Пресвятой Троицы, которое совершилось в Святой земле более двух тысяч лет тому назад.
В отличие от секретов человеческих, тайны Божественные становятся тем больше и многозначительнее, тем удивительнее и важнее для нас, чем глубже мы в них всматриваемся и вдумываемся. И по мере того, как Промысл Божий раскрывает явленную в Рождестве Христовом премудрость, мы должны всё более ясно осознавать нашу христианскую ответственность перед миром, который еще не познал Рождественской радости, либо позабыл ее, либо так и не сумел увидеть ее истинный смысл.
“Христос раждается прежде падший воскресити образ”, – напоминает в эти дни Святая Церковь в своем Рождественском песнопении (тропарь предпразднству, глас 4). И слова эти относятся не только к ветхозаветному человечеству, но к каждому из нас, ныне живущих. Ведь суета житейская и соблазны мира сего способны помрачить образ любого человека; и мы бываем склоны к падению и нередко падаем под тяжестью дней и событий.
Поэтому ежегодное Рождественское торжество становится призывом ко всем вспомнить о своем достоинстве человека, созданного как венец творения Господня, как отражение образа и подобия Пресвятой Троицы. В День Рождения Господа Иисуса Христа Новорожденный Сам напоминает о том, что Он “пришел взыскать и спасти погибшее” (Мф. 18: 11), то есть протянуть каждому из нас руку помощи, извлечь из бездны нашего падения и ввести нас вместе с Собой в Дом Небесного Отца.
Как и в ту далекую ночь, в эти праздничные дни в наших храмах Небеса соединяются с миром Земли. Давайте вслушаемся в то, о чем проникновенно говорит святитель Димитрий, митрополит Ростовский: “Вошел Царь Небесный в земной вертеп, и вошло с Ним всё Его воинство и Его чин Небесный; вошло с Ним Небо со всем своим небесным величием”.
Дорогие братья и сестры! Мы призваны быть очевидцами этого снисхождения Небес во всей их полноте в мир человеческий; мы должны быть свидетелями небесного величия каждого человека, живущего на земле. А для этого необходимо научиться всегда различать первозванное божественное достоинство в каждой человеческой личности – даже в далекой и отчужденной, в превозносящейся и гордой, в мрачной и отчаянной.
Порою звучит недоуменный вопрос, как можно говорить о небесном достоинстве современного человека, который уже до крайности помрачил в себе образ и подобие Божие? О каком величии человека можно говорить, когда, по слову Апостола Иоанна Богослова, “мы знаем… что весь мир лежит во зле” (1 Ин. 5: 19).
Многие воспринимают эти слова любимого ученика Христова как апостольское осуждение мира и потому не желают иметь с нынешним человеческим сообществом ничего общего вплоть до отделения себя от родных и близких, от соседей и знакомых, а порою и от всего общества в целом. Это опасный путь, ибо он ведет к тесноте сердца и к узости ума.
Чтобы не соскользнуть на него, необходимо знать и последовавшие за предыдущим обличением слова евангелиста Иоанна: “Знаем также, – говорит он, – что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе” (1 Ин. 5: 20). Свет Христов просвещает всех, и потому каждый христианин призван быть светильником, который светит всем.
О том, как исполнить эту заповедь, нас научает тройственное праздничное славословие: “Христос рождается – славьте! Христос с Небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь!” Своим личным примером христиане должны учить мир прославлению Бога, должны помогать другим людям идти навстречу Его Единородному Сыну, чтобы душой, духом, а в свое время и телом вознестись вместе со Спасителем в дом нашего общего с Ним Небесного Отца. В этом и состоит цель подвига христианской жизни.
В дни рождения мы обычно благодарим своих родителей, вспоминаем сродников из старших поколений, рассказываем разные истории из своего детства, молодости и зрелости… И над всем, по слову Евангелия, царит радость, “потому что родился человек в мир” (Ин. 16: 21). Рождение в мир Христа Спасителя дало жизнь Церкви Новозаветной. Как и ее Божественный Основатель, Святая Церковь также имеет историю своего происхождения, День своего рождения и летопись своего бытия.
На нашей Белорусской земле исторический путь Церкви Христовой был ознаменован на рубеже веков двумя выдающимися событиями. Б 1992 году мы совершили празднование 1000-летия Полоцкой епархии и Православной Церкви на Белой Руси, а в уходящем 2005 году прошли торжества в честь 1000-летия епархии Туровской.
Период между двумя этими юбилейными датами стал временем возрождения и строительства Белорусской Православной Церкви на земле наших отцов. Порою мы сетуем на быстротекущее время и недоумеваем, как может год или десятилетие вместить в себя столько событий, которых раньше хватило бы на целую человеческую жизнь?
Ответ прост: Правда Божия стремится в мир и находит даже самое маленькое и узкое русло в человеческих душах, чтобы напоить живительной влагой Истины сердца и умы человеческие. А в эти годы сердца людей широко раскрылись перед потоком Божественной Правды и Любви, и она хлынула в нашу жизнь, стремительно преображая ее. Тысячелетние юбилеи Святой Церкви на Белой Руси стали не просто событиями церковного календаря, но воистину Рождественским торжеством Вечной Жизни, пришедшей на нашу землю во плоти общин и епархий, храмов и монастырей, святых икон и мудрых книг.
Мне хотелось бы развеять опасения и страхи тех, кто уныло и безнадежно размышляет о духовном состоянии и о будущем нашего современного общества. За годы церковного возрождения сформировалось новое поколение, которое с раннего детства причастно Святых Христовых Тайн, благодаря просветленному разуму и христианскому усердию их родителей. Они еще малы, эти дети и подростки, но число их растет, и Благодать Божия, воспринятая ими в детстве, вскоре принесет свои плоды там, где они будут совершать свой жизненный подвиг под сенью Креста преподобной Евфросинии Полоцкой и по благословению Туровского святителя Кирилла, Златоуста Святой Руси.
Возлюбленные братья и сестры! В Рождестве Христовом мы обрели сокровище, равного которому нет в истории мира. Сегодня мы со всех сторон слышим увещевания о ценностях гуманистических и материальных, общечеловеческих и национальных, научных и культурных. Но лишь христианство обладает наивысшей ценностью, лишь оно одно дает человеку смысл жизни и вводит его в Вечность.
Именно эта осмысленная и постоянно живущая в сердце ответственность должна быть в центре нашей духовной жизни, нашей просветительской миссии и нашего личного исповедания веры пред Богом и людьми. Особенно важно для нас научиться дарить жизнеутверждающую христианскую радость тем, кто еще не сумел пережить ее в своем сердце. Если же мы станем уподобляться “ревнителям не по уму” – хмурым и бесконечно строгим в своих страхованиях, – то мы окажемся весьма далекими от исполнения заповеди апостола Павла, который призывает нас: “Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь!” И далее он ободряет нас уверением: “Господь близко” (Флп. 4: 4-5)
Господь близко, дорогие мои! Давайте же уподобляться премудрым евангельским волхвам всякий раз, когда в храмах и в домах мы предваряем наши молитвословия известной молитвой:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу, возлежащему в каменных яслях Рождественского вертепа.
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу, путь к Которому нам указала звезда Вифлеема, а имя открыли Ангелы Небесные.
Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему, Который есть начало и конец, альфа и омега истории рода человеческого.
Будем же делиться Рождественской радостью со всеми людьми, потому что вот оно, чудо: Христос посреди нас – и есть и будет!
Филарет,
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси
Рождество Христово, 2005 / 2006 гг.,
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7