Мы поступали в семинарию в 1991 году еще совсем малоцерковными ребятами. Заходили в большой класс по одному или по двое, читали на старославянском, отвечали на вопросы. В аудитории за столом сидело пятнадцать взрослых бородатых дядек, я тогда даже не знал, кто это такие. Когда я зашел и увидел такое количество влиятельных и очень серьезных людей, то немного растерялся. И вдруг один из самых внешне авторитетных ободрил меня, сказал какую-то шутку. Я увидел эти большие глаза, улыбку в них, услышал замечательный голос, который говорил очень мягко, но проникал во все уголки этой комнаты, и мне стало очень спокойно. Я начал выдавать все, что знал. Это было мое первое общение с Владыкой.
Еще до экзаменов мы с ребятами разговаривали о преподавателях: кто из них строгий, кто отстраненный. Все говорили, что есть в комиссии один владыка, которого называют милостивым. И когда я зашел на экзамен и услышал его голос, это слово «милостивый» очень четко сопряглось с обликом Владыки.
Любой человек требует тепла, внимания, принятия. Я как священник постоянно общаюсь с большим количеством людей, и часто приходится, особенно когда устаю, себя удерживать, чтобы не сказать грубого слова или повести себя не так, как положено священнику. И у меня всегда в памяти Владыка Митрополит. Я помню замечательную историю, которая стала для меня определяющей в том, как можно быть милостивым несмотря на недостойное поведение других людей. К Владыке Филарету пришел священник с очень виноватым видом. Ему должны были сделать строгий выговор и серьезно наказать. Он попросил меня оповестить Владыку, что приехал. Владыка вышел строгий, нахмуренный, с высоко поднятой головой. Подошел к провинившемуся, показал кулак: «Сейчас как дам тебе за то, что ты натворил!» А сам правой рукой показывает кулак, а левой ему под ребра сунет конверт с деньгами. Священник понял, что гроза миновала, упал на колени… Когда этот человек ушел, я думал о нем: более памятного наказания в его жизни, наверное, не будет.
В моей жизни было два человека, которые запомнились своим отношением к священству. Это Владыка Филарет и отец Геннадий Яблонский, настоятель кафедрального собора. В них было трепетное отношение к сану, любовь к человеку, который носит этот сан – независимо от того, насколько этот человек образован, умен и как он себя ведет. Священники чувствовали это и старались быть лучше при появлении митрополита.
Когда я, уже будучи священником, встречался с ним на разных мероприятиях, он всегда, проходя мимо, посмотрит своими большими глазами, улыбнется, спросит, как дела, назовет мою Машу по имени. Было такое ощущение, что я для него как священник, как человек, значим. И так он относился не только к священникам, но и ко всем людям.
А в семинарии какие бы серьезные экзамены нас ни ждали, мы знали: если там будет Филарет, все будет хорошо. Когда мы сдавали кандидатский минимум, экзамен затянулся до вечера. Владыка болел диабетом, ему нужно было есть, делать уколы. Но чтобы нас поддержать и не бросать, он выходил только на короткое время, чтобы сделать укол и возвращался назад. Я помню, как ему было тяжело сидеть и разговаривать, но ни слова не сказал о том, что ему некомфортно или тяжело. Это внимание и чуткость к нам были даже в мелочах.Один раз за все эти годы он сделал мне выговор. Когда я учился в академии, там не было заочного отделения. Все священники, где бы они ни служили, должны были приезжать на уроки. Владыка не жалел денег на то, чтобы приглашать именитых педагогов. Я всегда вспоминаю эти встречи с большой благодарностью. К примеру, мы слушали лекции о.Иоанна Мейендорфа за неделю-полторы до его смерти. Он как раз был в гостях у нас в Жировичах. Это потрясающе.
Так вот, когда Владыка приглашал таких людей, он строго следил за тем, чтобы эти лекции посещали. Я тогда уже совмещал службу в соборе и учебу. Однажды Владыка приехал в академию, а меня нет. Вызвал меня к себе и спросил: «Почему ты не был на лекции?» «Владыка, я же служу». Он постучал пальцем по столу: «Служба службой, а учеба учебой. Я хочу видеть тебя здесь». Этого было достаточно, чтобы я почувствовал себя неловко. И уж тогда я перестал пропускать.
Мне очень нравилось слушать проповеди митрополита. Все было предельно просто, понятно, как будто ничего нового. Но из-за того, как он говорил, эти слова приобретали совершенно другую глубину и другое значение. Я пытался тоже так говорить – просто, но со смыслом и глубиной, но у меня так никогда не получалось.
Из его проповедей я запомнил одну, связанную с темой власти. Владыка разбирал эпизод, где Господь умывает ноги своим ученикам и спросил: «Что значит власть для христианина? Это жертвенное служение. Христианин, который идет на такую должность, должен понимать, что нужно душу свою отдавать за подчиненных. Власть – это не способ обогатиться или наступать на чужие жизни».
Мне кажется, в священнике должна быть религиозная обреченность – идти туда, куда скажет Господь, не сомневаясь и не оглядываясь. Это было во Владыке. Я видел его в разных жизненных обстоятельствах, и никогда не было страха в его внешнем виде, в его глазах, не было растерянности. В нем всегда была собранность, упование на промысел Божий, желание идти до конца несмотря ни на что.
Я очень благодарен Богу за то, что имея в запасе год между семинарией и академией, я какое-то время помогал Владыке и успел узнать его поближе, за то, что спустя годы, он вместе с Владыкой Артемием освящал мой храм, за то, что возводил меня в сан протоиерея. Находясь рядом с ним, я ловил его отношение к жизни, его слова. Это человек, на которого хотелось бы быть похожим. Это человек великий без всяких сомнений. Это ощущалось с самых первых дней, когда я его увидел и до самых последних наших встреч.
Протоиерей Александр Хомбак
Официальный портал Белорусской Православной Церкви
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7