Одним из наиболее значимых в истории Православной Церкви в Беларуси во второй половине ХХ века был период, когда во главе её находился митрополит Минский и Белорусский Филарет. Митрополит Филарет (в миру – Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился 21 марта 1935 года в Москве, получил степень кандидата богословия в Московской духовной академии, занимал должность инспектора и заведующего аспирантуры и ректора Московской духовной академии. До переезда в Беларусь он был епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии, епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом Средней Европы. Кроме того, он занимал пост второго заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата, являлся членом Комиссии Священного Синода РПЦ по вопросам христианского единства (Правящие архиереи… 2003: 132]. Таким образом, до того, как стать митрополитом Минским и Белорусским, Филарет проявил себя как авторитетный церковный деятель, не только внутри страны, но и за рубежом.
Роль государственно-церковных отношений в развитии деятельности белорусских епархий в защиту мира.
Митрополит Филарет возглавил Минскую и Белорусскую епархию в 1978 г., сменив на этом посту митрополита Антония (Мельникова А.С.). В то время государственно-церковная политика, проводимая в Беларуси, была направлена на вытеснение религии из сознания людей и общественной жизни. Открытые гонения на религию были прекращены, однако государство продолжало искусственно ограничивать количество религиозных организаций и приходов, не утихала кампания атеистической пропаганды и вытеснения религии на периферию общественной жизни. В таких условиях количество церквей и приходов Православной Церкви в Беларуси продолжало сокращаться. Если в 1965 г. в республике было 420 церквей, в 1970 г. – 380, в 1975 г. – 373, то к 1985 г. осталось лишь 369 (Верашчагіна 1999: 37, 40, 41; Канфесіі на Беларусі 2005: 302). Митрополит Филарет позже написал об этом в своих воспоминаниях: «1978 год – это год, ещё далёкий от перестройки. Первые десять лет трудно было сделать что-то внешне заметное для Церкви. Речь не шла об открытии новых храмов, а об укреплении того достояния, которое мне было вручено Церковью. Нужно было заниматься консолидацией церковных сил и, прежде всего, пастырей вокруг своего епископа. <…> Таким образом мы укрепляли свои внутренние позиции» (Филарет 2005: 84).
Однако и в таких сложных условиях митрополит многое сделал для активизации церковной жизни и улучшения положения Церкви в Беларуси. В 1980 году, благодаря его усилиям, была открыта викарная кафедра в городе Пинске. В 1984 году был установлен праздник в честь Собора всех белорусских святых. Во многих храмах проводились ремонтные и реставрационные работы, в том числе и в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе. В 1985 г. было построено новое здание Минского епархиального управления (Правящие архиереи… 2003: 177–183). Одной из наиболее острых проблем белорусских епархий в то время была нехватка священнослужителей в приходах. Количество священников, благодаря усилиям Владыки, постепенно росло. Если в 1978 г. в епархии на 369 церквей приходилось 347 священников, 17 диаконов, то уже в 1981 г. на 370 церквей – 383 священника. Митрополит Филарет лично посещал епархии и приходы, общался со священнослужителями и верующими, узнавал об их проблемах и старался решить их (Верашчагіна 1999: 12).
Митрополит Филарет прилагал усилия к тому, чтобы добиться расположения властей, поскольку от личных отношений с органами власти зависела во многом дальнейшая судьба Церкви. В лице своего Главы, несмотря на богоборческую политику государства, Церковь заявляла о своём лояльном отношении к власти, подчеркивая в первую очередь значимость усилий государства в борьбе за мир на земле. Это было замечено высшим руководством республики. 3 октября 1983 г. в Минске впервые состоялась встреча Председателя Совета Министров БССР В.И. Бровикова, уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по БССР А.М.Залесского и митрополита Филарета. Её можно считать знаковой, поскольку на встрече митрополит официально озвучил позицию общественного и патриотического служения клириков и мирян епархии, готовность участвовать в движении за мир, которое в то время было весьма актуальным в Советском Союзе (Приём митрополита… 1983: 7).
Вопросы сохранения мира особенно остро стояли на повестке дня в 1970-1980-е годы, в условиях «холодной войны», нарастания гонки вооружений и ядерной угрозы для всего человечества. В литературе широко распространено утверждение, что миротворческая деятельность Церкви была своего рода политическим заказом государства, который Церковь стремилась выполнять, чтобы получить определённые дивиденды. Но вот что об этом писал митрополит Филарет: «Спустя годы мы слышали мнения, высказываемые и внутри Церкви, и в обществе в целом, что «миротворческие» темы были навязаны государством и могут расцениваться только как его политический заказ. На самом деле вопросы защиты мира включали широкий круг социально-этических тем. <…> Кроме того, критики, видимо, забыли, что в 70–80-е годы двадцатого века мир буквально балансировал на грани термоядерной войны, и вопросы миротворчества были чрезвычайно важны» (Петрашкевич 2010: 228).
Формы миротворческой деятельности белорусских епархий
Центральное место во всём многообразии церковного миротворчества занимала церковная проповедь, которую митрополит Филарет назвал самой простой, но в то же время «самой действенной и никогда не ослабевающей» формой миротворческого служения (Филарет 2008: 54). В Уставе Церкви нет такого богослужения, говорил он, в котором бы не содержалось молитв «о мире всего мира». «Нет, по существу, и таких проповедей и архипастырских посланий, в которых бы в том или ином виде, прямо или косвенно, христианин не призывался к стяжанию внутреннего мира, мира с ближними, мира в коллективе, в обществе, между нациями и народами» – писал митрополит Филарет (Филарет 2008: 55). Проблемы войны и мира освещались митрополитом в пасхальных и рождественских посланиях, в которых он призывал верующих сделать всё возможное для предотвращения войны и сохранения священного дара жизни на Земле (АМЕП).
Знаковым событием того времени, которое имело большой резонанс, стало выступление митрополита Филарета (Вахромеева) в телевизионной программе «Время» на центральном телевидении с заявлением о миротворческом служении Церкви (1 сентября 1986 г.). Это было одним из немногих в те годы выступлений представителя Церкви по телевидению (Филарет 1986: 55). В выступлении, митрополит призвал всех верующих людей страны сделать все возможное для сохранения мира и выразил полную приверженность Русской Православной Церкви идеям миротворчества. «В наши дни в рядах сторонников мира и непримиримых противников войны находится подавляющее большинство населения Земли – этой исключительной планеты во Вселенной – древней, но постоянно преображаемой гением и трудом человеческим. Среди этих сторонников мира и чада РПЦ, которая на протяжении 1000-летней истории постоянно провозглашает и осуществляет свою приверженность евангельским миротворческим принципам» – говорилось в заявлении (Филарет 1986: 55).
В отличие от других Церквей, Православная Церковь в Беларуси регулярно отчисляла денежные средства в Советский фонд мира (СФМ). Это делали все церковные приходы и епархии, а также священнослужители и верующие. Архиереи Минской и Белорусской епархии личным примером показывали верующим и духовенству важность таких акций. Так, в 1986 г. митрополит Филарет (Вахромеев) пожертвовал в Фонд мира 5 тысяч рублей, священнослужители В.В. Бекаревич и Е.И. Мисеюк – по 1 тысяче рублей (Протокол 1986: 19).
Митрополит Филарет являлся активным участником всех форумов различных республиканских общественных организаций в защиту мира, избирался председателем Общественной комиссии Советского комитета защиты мира по связям с религиозными деятелями, выступающими за мир (с 19 декабря 1983 г.), членом Советского комитета защиты мира (с 23 января 1985 г.) и членом Советского комитета за европейскую безопасность и сотрудничество (с 5 июня 1985 г.).
С назначением митрополита Филарета главой Православной Церкви в Беларуси власти стали регулярно приглашать его и представителей духовенства на торжественные приёмы и собрания по случаю празднования освобождения города Минска и Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В церквах совершались литургии в память воинов, погибших за Отечество, произносились проповеди в защиту мира [16, с. 44]
Международная антивоенная деятельность белорусских епархий
Деятельность Православной Церкви в Беларуси в защиту мира выходила далеко за пределы республики. Немалую роль в этом сыграло то, что митрополит Филарет (Вахромеев) одновременно занимал должность Председателя ОВЦС (с 14 апреля 1981 г. по 13 ноября 1989 г.), должность Патриаршего Экзарха Западной Европы (с 12 октября 1978 г. по 28 марта 1984 г.), а также являлся постоянным членом Священного Синода РПЦ [1, с. 133]. В своих воспоминаниях митрополит Филарет (Вахромеев) писал: «…в моем личном восприятии вехой явилось само председательское послушание в Отделе. К слову, во многом оно стало важнейшим инструментом по управлению Минской епархией, потому что московские и европейские связи весьма содействовали укреплению позиций Православной Церкви в Белоруссии, которую в свое время на общесоюзном уровне решили сделать «первой безрелигиозной республикой в СССР» [13].
Значительно активизировалось сотрудничество духовенства Беларуси с зарубежными организациями и религиозными деятелями. По словам белорусского церковного историка священника Ф. Кривоноса, «в условиях презрения и целенаправленного давления, которые власти оказывали на Церковь и её служителей, немалое значение для поддержания корректно — выдержанных отношений с сильными мира сего, позволявших хоть что — то сделать для блага Церкви, имели частые встречи владыки Филарета (Вахромеева) в Минске, Москве и за рубежом с представителями различных христианских конфессий» [17, с. 178]. «Он часто привозил зарубежных гостей в епархию, Жировичский монастырь, чем содействовал выживанию этого религиозного учреждения, епархии в целом», – писал о митрополите Филарете (Вахромееве) белорусский историк В.И. Новицкий [18, с. 297].
На рубеже 1970–1980-х гг. международные контакты Православной Церкви в Беларуси значительно расширились и приобрели постоянный характер. Это проявлялось не только в посещении зарубежными религиозными делегациями БССР и поездках белорусских священнослужителей за рубеж, но и в организации в республике ряда важных международных мероприятий.
Как правило, официальная часть визитов включала богослужения в Минском кафедральном соборе, Александро-Невском храме г. Минска, Жировичском монастыре, а также посещение памятных мест и достопримечательностей БССР: монумента Победы в Минске, Хатыни, музея Великой Отечественной войны, ВДНХ и др. В честь большинства иностранных групп, посещавших белорусские епархии, митрополит Филарет (Вахромеев) устраивал торжественные приемы.
Многие международные антивоенные мероприятия стали проводиться в Минске. Так, 15 – 19 сентября состоялось заседание Международного секретариата Христианской мирной конференции, на котором обсуждались вопросы войны и мира, международного положения, углубления сотрудничества ХМК с религиозными и миротворческими организациями. В заседаниях приняли участие представители Церквей — членов ХМК из 15 стран (всего 27 иностранных гостей), в том числе и глава организации доктор Любомир Миржеевский [21, с. 47]. «Рис. 2»
9–13 октября 1987 г. в Минске прошла конференция координационного комитета женщин-христианок Европы. В ней приняли участие христианки из Англии, Швейцарии, Дании, Австрии, Финляндии, Франции, ФРГ, ЧССР, ГДР и других стран. В комитет христианок Европы входили женщины, которые представляли различные Церкви и церковные организации Европы. Организация была создана на первой ассамблее в Гвате (Швейцария) в 1982 г. Одной из основных её целей было углубление христианского единства и более активного участия женщин-христианок в укреплении единства Церкви. Важное место в работе форума заняли вопросы мира и справедливости. Была учреждена постоянная комиссия «Мир и справедливость» [23, с. 38]. «Рис. 4»
Знаковым событием в жизни Православной Церкви Беларуси стало проведение 4–12 мая 1989 г. в Минске межправославной консультации по проблеме «Православные воззрения на справедливость и мир», в работе которой приняли участие более тридцати представителей национальных Православных Церквей [24, с. 6]. «Рис. 5» Встреча состоялась в рамках программы Всемирного совета церквей «Справедливость, мир и целостность творения». Представители Православных Церквей выступили с докладами об отношении православия к проблемам войны и мира и практическом участии Церквей в деле сохранения мира. От РПЦ выступил профессор В. Боровой с докладом «Борьба за справедливость и мир во всём мире и вклад РПЦ в дело мира» [24, с. 6].
Ежегодно росло количество иностранных религиозных делегаций, посещавших нашу страну. Так, если в 1980 г. Беларусь посетило 12 делегаций в количестве 72 человека, то в 1987 году их было уже 17 в количестве 212 человек [25]. К концу 1980-х гг., наряду со странами социалистического блока (Польша. Чехословакия, Болгария, ГДР и др.), увеличивалось число делегаций из стран Западной Европы (ФРГ, Франция, Италия, Швейцария, Австрия и др.), Южной и Северной Америки (США, Аргентина, Бразилия), Африки (Египет, Судан, Эфиопия), Азии (Япония, Индия, Ливан, Лаос) и Океании (Австралия) [25]. Как правило, в ходе визитов обсуждались вопросы международной обстановки и единства всех верующих в защиту мира.
Активная миротворческая деятельность митрополита Филарета (Вахромеева) снискала ему высокий авторитет среди деятелей христианских Церквей Европы. Свидетельством признания заслуг Владыки стало вручение ему диплома доктора богословия honoris causa Прешовского богословского православного факультета (ЧССР, 16 марта 1982 г.), Богословского факультета Университета им. Мартина Лютера (Галле, ГДР, 15 ноября 1983 г.), Словацкого евангелического богословского факультета (Братислава, ЧССР, 14 июня 1985 г.) и Богословского факультета им. Яна Амоса Коменского (Прага, 25 ноября 1986 г.) [26, с. 8–11]. За весомый вклад в дело сохранения мира митрополит Филарет (Вахромеев) был удостоен наград ряда иностранных Церквей и антивоенных организаций: Ордена святой равноапостольной Марии Магдалины I степени, Ордена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени, Орден епископа Франтишека Ходура, Почётной медали Национального Совета Национального Фронта, Знака «За братскую помощь и сотрудничество» и др. [26, с. 8–11].
Признание заслуг Православной Церкви в Беларуси в деле защиты мира
Со второй половины 1980-х годов, в условиях проводившейся в стране перестройки, прессинг государства на Церковь стал снижаться. Огромную роль в этом сыграло празднование 1000-летия Крещения Руси. Оно приобрело характер события общегосударственного масштаба, явилось существенным фактором возрождения религиозной жизни РПЦ в СССР и БССР. Характерной чертой было увеличение количества церквей и приходов. Если в 1988 г. в БССР насчитывалось 369 церквей, в 1989 г. – 477, то к 1990 г. – 660 церквей. По официальным данным, количество верующих увеличилось более чем в два раза [18, с. 21]. В 1989 г. возобновила свою деятельность Минская духовная семинария, начали издаваться «Минские епархиальные ведомости». Важнейшим событием стало создание в 1989 г. Белорусского экзархата Московского Патриархата, который получил административную самостоятельность и собственное управление – Синод во главе с Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. Эту должность до 25 декабря 2013 г. занимал митрополит Филарет. В рамках Белорусского Экзархата были образованы в 1989 г. Минская, Полоцкая, Пинская и Могилевская епархии, в 1990 г. – Брестская и Гомельская епархии.
1 октября 1990 г. был принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», который законодательно оформил изменение религиозной политики государства. Данный Закон значительно расширил права и свободы Церкви и верующих, ликвидировал многие ограничения и создал новые условия для деятельности религиозных организаций, в том числе и миротворческой [29].
Выводы
Пребывание на посту митрополита Минского и Белорусского Филарета (К.В. Вахромеева) способствовало не только повышению роли и авторитета Церкви в общественной жизни республики, но и развитию одного из важнейших направлений её деятельности — церковного миротворчества. Активная позиция и конкретные шаги митрополита, духовенства, привлечение к этим проблемам верующих способствовали развитию международных связей белорусских епархий, объединению усилий всех людей доброй воли, выступающих в защиту мира.
В конце 1970-х – начале 1990-х гг. происходил процесс активного развития миротворческой деятельности белорусских епархий РПЦ, в результате чего Беларусь стала одним из центров миротворческого движения в Советском Союзе. В данный период появились такие формы церковного миротворчества, как собрания духовенства епархии, на которых обсуждались вопросы миротворческого и патриотического служения духовенства Беларуси, важнейшие события в деятельности РПЦ и международных религиозных организаций; выступления представителей епархии на радио и телевидении по проблемам сохранения мира; участие в мероприятиях, посвященных годовщине окончания войны и освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Одним из основных направлений деятельности в защиту мира белорусских епархий являлось участие духовенства и верующих в советском движении сторонников мира. И хотя оно инспирировалось государством, тем не менее, позволяло Церкви позиционировать свою приверженность идеям мира и защиты жизни на Земле, а также оказывало влияние на улучшение государственно – церковных взаимоотношений между.
Во многом благодаря деятельности митрополита Филарета значительно расширились и приобрели систематический характер международные контакты белорусских епархий, появились новые формы их сотрудничества с зарубежными религиозными Церквами и организациями. Среди них – посещение зарубежными религиозными делегациями БССР, поездки белорусских священнослужителей за рубеж для участия в международных форумах в защиту мира, международные религиозные мероприятия в республике (конференции, встречи, консультации) и т. д.
Миротворческая деятельность белорусских епархий, духовенства и самого митрополита Филарета была высоко оценена не только советским руководством и советскими антивоенными организациями, но и зарубежными церквами и религиозными организациями.
Список источников и литературы
преподаватель Минской духовной семинарии, кандидат богословия Король В.Л.
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7