Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сердечно приветствую вас с праздником Сретения Господня, с праздником встречи старца Симеона и Богомладенца Христа!
Этот праздник стоит в одном ряду с недавно отмечавшимися Рождеством и Крещением Господним. В древности — во святом Иерусалиме — Сретение так и называли: «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа».
В чем же смысл этого новозаветного события? Зачем святое семейство приносит своего Первенца в храм?
Дело в том, что, согласно ветхозаветному установлению, каждый первенец мужского пола должен был быть посвящен Богу. Именно поэтому Мария с Иосифом приносят Иисуса в храм. Он – первенец, начаток! Но начаток чего? Можно ли ограничить Его первенство – рамками семейного круга? Это было бы само по себе достойно. Но Христос – начаток нового естества, новой природы! Он первенец среди людей, которые отныне будут усыновляться Богу! Он – Богочеловек! Вот То новое, Что ныне приносится в Храм!
Интересно то, что в истории праздника Сретения внимание постепенно переносится с момента посвящения Богу первенца на момент Его встречи, сретения со старцем Симеоном Богоприимцем.
Вся наша жизнь проходит в бесконечной череде встреч. Одни встречи нас радуют. Другие тяготят. Но бывают встречи, которые являются событием, превосходящим самое себя. Не так важно то, кто пришел и что он сказал. Во время таких встреч человек оказывается как бы лицом к лицу с Истиной, с Вечностью, Подлинностью жизни.
И когда мы слышим евангельское описание событий сегодняшнего праздника, мы чувствуем, что для праведного Симеона они были именно такой встречей-откровением. Он, как говорится в Писании, «пришел … по вдохновению в храм» (Лк. 2: 27) и, глядя на обычные – с человеческой точки зрения – действия, увидел необычное — Бога в облике младенца. Послушаем, как об этом благовествует святой Лука: «видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2: 30-32). Вот что увидел праведный старец…
Что же Святое Семейство? Удивительно то, что они доверяют Первенца незнакомому человеку, Симеону. А вдруг он болен? А вдруг он уронит Богомладенца? Но нет! Эти сомнения остаются за пределами события встречи. Сретение побеждает их. Потому что не только старец, но Сам Бог желает встречи с человеком. Вседержителя держит человек. Такова история и логика нашего с вами спасения!
Помните об этом, дорогие братия и сестры! Помните о том, что во Христе мы все посвящены Богу и то, что наше спасение есть встреча со Христом!
Господь любит нас и доверяет нам Себя. Доверяет Себя в нечаянных радостях и крестных трудностях, в столкновениях с ближними и улыбках незнакомцев.
Мы же призваны к тому, чтобы, подобно Симеону, всей крепостью своей удержать Богомладенца руками сердца. Как воспевается в одном церковном песнопении: «Душевными Тя руками сподоби мя, Благодетелю, восприяти, якоже древний Симеон, и насладитися Твоея благодати. Ты бо Един еси желание и сладость Превозжеленный». (Канон предпразднства Сретения, тропарь 9-й песни).
Пусть же Господь сподобит каждого из нас ощутить в своей жизни радость встречи с возлюбленным Господом! Аминь!
В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22–40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в иерусалимский Храм — центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо сверхъестественным образом родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.
В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон (день памяти — 3 февраля). Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29–32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35).
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7