Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Ваше Высокопреподобие, дорогой отец настоятель, досточтимые отцы, братья и сестры!
Милостью Божией сегодня мы вновь стоим в преддверии светлых и радостных дней Пасхи Господней, славного Христова Воскресения. И нынешний воскресный день, неделя мытаря и фарисея, открывает для нас спасительный период приготовления наших душ и сердец к этому величайшему событию, празднику праздников, приготовления путем духовных подвигов поста и сугубой молитвы. Именно образу истинной христианской молитвы и научает нас в сей день Церковь Христова, предлагая вниманию нашему евангельскую притчу о мытаре и фарисее.
Это мудрое поучение, сказанное Спасителем Своим Апостолам и в их лице каждому из нас, повествует о том, как два человека — фарисей и мытарь — пришли в одно время в храм Божий для молитвы. И образ молитвы каждого из них, как мы все сегодня слышали, был весьма различен. Молитва фарисея — надменна и самодовольна. Она даже и не является молитвой как таковой, поскольку сей мнимый праведник, по сути, и не обращается к Богу, не благодарит Его, но прославляет себя, свои внешние, совершаемые напоказ, достоинства. Молитва мытаря являет нам полную противоположность: сердце его открыто для Господа, он ничего не говорит о себе, лишь именует себя грешником, взывая к Божию милосердию. И именно эта молитва грешника, молитва искренняя, изливаемая Богу искренне, от всего сердца, сердца смиренного, а не от ума и гордости человеческой, угодна Господу и Спасителю нашему.
Христос не случайно предлагает в притче именно эти два образа: фарисея и мытаря. В образе фарисея Господь показывает нам всякого мнимого праведника, чьи добродетели совершаются от гордости своей, от желания славиться в устах прочих, видящих, что всё совершает он по закону, ни в чем не отступая от внешних обрядовых постановлений. Но Христос осуждает эту внешнюю праведность, свидетельствуя о том, что не это угодно Богу. Более того, Священное Писание увещевает людей таковых: «Все будут говорить тебе … [но будет] в преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим» (Ис. 14: 10-11). Мытарь же, будучи для всех образом отчаянного грешника, являет нам пример обращения к Богу, обращения искреннего, нелицемерного. Молитва его, будучи краткой, удивительно глубока. Она исполнена живой веры, в которой сама душа его взывает: «Исповедую тебе, Боже, грехи мои, ибо они безмерны, о них скорблю и страдаю сокрушенным сердцем». И Господь принимает именно таковую молитву, ибо Он пришел в этот мир, дабы «призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5: 32), грешников, каковыми являемся мы все.
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Пусть образ молитвы мытаря из притчи Господней будет примером для каждого из нас, примером не только в преддверии Великого поста и светлого дня Воскресения Христова, но во все дни жизни нашей. Будем обращаться к Богу искренне, с открытой душой, исполненной чувства смирения и послушания Его воле, памятуя о том, что Сам Спаситель наш «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29). И да поможет нам Милостивый Господь, молитвами Своей Пречистой Матери и сонма святых, стяжать именно таковую молитву, избегая гордости и лицемерия фарисейского, дабы посредством ея испросить прощение прегрешений наших, достигнуть вечного и радостного бытия в Небесных чертогах Царя Славы Христа, Бога и Спасителя нашего!
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7