Ваше Преосвященство, владыка Вениамин!
Досточтимые отцы, братья и сестры!
Ныне все мы вступаем на спасительный путь Четыредесятницы, на стезю трудов покаяния, сугубой молитвы, воздержания плоти и духа от всякого зла и нечистоты.
Великий пост — это особое время в жизни каждого верующего, когда, в преддверии светлого и радостного события Воскресения Христова, отлагая земное, мы устремляем сердца и помышления к горнему миру. Время, когда всякий христианин, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест (Евр. 12: 2), с особой ревностью стремится воздать нашему Спасителю благодарение и хвалу в совершении личного духовного подвига.
Приготовляя наши сердца к встрече Воскресшего Господа, избавившего род человеческий от смертной власти греха Своей Искупительной Жертвой, мы призваны в грядущие дни напомнить себе о том, что спасение обретено дорогою ценою (1 Кор. 6: 20). Сам Бог пролил Свою пречистую Кровь за наши грехи, вкусил смерть и воскрес, очистив человеческое естество, преобразив его и возведя на высоту божества. Мы же продолжаем совершать течение дней наших вне памяти о Боге, погрузившись в пучину мирских чаяний и забот, забывая о том, что Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2 Кор. 5: 15). И грядущий пост есть не что иное как средство, призванное отрезвить помышления, дабы мы, узрев глубину нашей духовной нечистоты, со скорбью и сокрушением сердца стали на путь исправления, на путь жизни по заповедям Христовым. На путь, ведущий нас к вратам Царствия Божия.
Важнейшим условием нашего духовного очищения и возрождения путем покаянной молитвы и постнического делания, является стяжание внутреннего душевного мира. Но такой мир немыслим без мира внешнего, мира с теми, кто окружает нас в повседневной жизни. Об этом свидетельствует и сегодняшнее Евангельское чтение, напомнившее нам слова Спасителя: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6: 14–15).
Прощение и примирение со всеми — это основание нашего покаяния, первое и необходимое условие прохождения поста. Посему и нынешний воскресный день, завершающий приготовление к вступлению в великопостные дни, издревле именуется в церковной традиции Прощеным воскресеньем. Мы испрашиваем у ближних прощения за причиненные им горести и совершенные по отношению к ним неправды, взаимно прощая всякое прегрешение, соделанное против нас.
Предстоя ныне пред вами, я испрашиваю вашего прощения за всякое прегрешение, совершенное мною во все дни жизни и до сего часа словом, делом и помышлением, волею или неволею. Простите и благословите, меня, грешного, дорогой владыка, отцы, братья и сестры!
Милосердный Господь да помилует и простит всех нас!
Аминь!
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7