Архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Белорусской Православной Церкви
Преосвященные архипастыри!
Досточтимые отцы!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Милостью Божией, мы вновь вступаем на спасительный путь Великого поста, призванного уготовить нас к радостной встрече Воскресшего Христа, Сына Божия, Искупительной жертвой Своей спасшего нас … не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, … разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление (1 Тим. 1: 9–10).
Более двух тысячелетий назад Господь пришел в этот мир, восприняв наше падшее во тьму греха естество, дабы взыскать и спасти погибшее (Лк. 19: 10). Будучи, по слову Писания, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха (Евр. 4: 15), Спаситель явил пример чистой и праведной жизни ради славы Божией и из любви к роду человеческому. Он пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти (1 Пет. 3: 18) и воскрес для оправдания нашего (Рим. 4: 25). И если мы, ученики и последователи Христовы, желаем стать достойными сопричастниками духовных плодов Воскресения нашего Господа, если чаем наследовать вечное бытие и славу в Его Небесных Чертогах, — мы должны совершать течение нашего земного пути в чистоте, благоразумии … в Духе Святом и нелицемерной любви (2 Кор. 6: 6).
Увы, немощная природа человеческая неизменно уклоняется от стяжания вечных благ Божиих, устремляя наши сердца и мысли в область греха. Именно грех, совершенный по навету лукавого, привел нас к познанию смерти. Всякий, делающий грех, есть раб греха(Ин. 8: 34), — свидетельствует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Мы же, как возлюбленные чада Божии, должны хранить в сердцах память о том, что рожденный от Бога, не грешит; но … хранит себя, и лукавый не прикасается к нему (1 Ин. 5: 18) и, руководствуясь этими словами, стремиться к воздержанию от греха в нашей жизни. И вернейшим средством обучения этому воздержанию служит издревле установленный в Церкви Христовой обычай поста.
Со времен апостольских подвиг поста был неотъемлемой частью духовной жизни христиан, особым временем, когда человек, отлагая попечение о земном, устремляет свой взор к Небу. Пост — это не просто запрет на определенную пищу. Это уникальный духовный опыт, объединяющий усиленную общественную и домашнюю молитву, воздержание, прежде всего, от недостойных для христианина мыслей, желаний и чувств, а также время покаянного размышления человека над собственной жизнью. Неспроста в первый день Великого поста Святая Церковь вдохновляет нас на грядущий подвиг проникновенным призывом одного из величайших святых молитвенников, преподобного Андрея Критского: «Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься … и принеси Богу в покаянии слезы» (из 1-й песни Великого покаянного канона). Покаяния не только как сожаления о грехах, но как волевого, деятельного стремления изменить себя в лучшую сторону. Лишь такой пост способен послужить нам во спасение.
Пригласив дорогих друзей в гости, мы стараемся навести порядок в своём жилище и привести в благоприличный внешний вид самих себя. Чем больше любовь к ожидаемым, тем больше радости мы испытываем, когда гости появляются у нас на пороге. Однако ожидание праздника — это уже некое особенное радостное чувство. Это — тоже праздник!
Поэтому, вступая в дни Святой Четыредесятницы, мы уже должны иметь в своих сердцах залог ожидаемой радости. Пост — не повод для уныния, поэтому Писание и говорит нам:Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры… (см.: Мф. 6: 16-21). Напротив, он является действенным средством против уныния: Господь дает нам всем возможность очистить душу, у нас есть шанс, дарованный нам во Христе, — и разве это не повод, чтобы радоваться и дарить радость?
Христос Воскресший — это самый великий гость в нашей душе, а поэтому и приготовление к Его встрече должно быть самым тщательным. По свидетельству Писания, молитва и пост — это лучшее, а иногда и единственное средство изгнания дьявольской скверны (см. Мф. 17: 21). Труд осознания нашей веры, добрые дела, чтение Слова Божия, посещение богослужений, участие в таинствах — вот слагаемые настоящего поста.
Дорогие мои! Начиная наш путь к Пасхе Господней стезею молитвы и воздержания в грядущие дни Великого поста, потрудимся во всяком деле следовать примеру земной жизни Христа Иисуса, дабы предстать пред Воскресшим Спасителем с искренним сердцем, с полною верою … очистив сердца от порочной совести (Евр. 10: 22). Простим все друг другу, оставив наши обиды. Угасим смирением пламень наших страстей, дабы украсить души добродетельной жизнью, совершаемой в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни (Иуд. 1: 21).
Молитвенно испрашиваю всем нам благословения Божия и помощи Матери Божией в грядущих трудах молитвы и поста, дабы каждый из нас удостоился радости встречи светлого праздника Воскресения Спасителя нашего, Пасхи Христовой!
С благословением,
+ Филарет,
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси
Март 2013 года
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7