Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки!
Преосвященные владыки!
Дорогие братья и сестры!
Благодарю за приглашение принять участие в Международном форуме «Этапы духовной жизни», проводимом в живописном месте севера Италии, в Преображенском монастыре Бозе.
Каждая встреча в Бозе ― это повод для размышления и для свидетельства о жизни Духа, веющего (см. Ин. 3: 8) там, где призвал нас к служению Господь.
В эти дни мы приглашены к размышлению об этапах духовной жизни. Интерес к этой теме обусловлен, в том числе, и тем фактом, что сегодня многие люди, живущие в ареале исторического распространения христианства, испытывают дефицит теофании, явления Духа. Это проявляется как в распространении нетрадиционных форм религиозности, так и в возникновении различных психологических тренингов, призванных совершенствовать человека.
Полагаю, одной из задач форума должна стать демонстрация того, что духовная жизнь не может быть примитивно понята только как простое расширение человеческих возможностей. Как говорит святитель Григорий Палама: «Обоженные не просто улучшают свою природу, но, сверх того, приобретают саму Божественную энергию, Самого Святого Духа».
Сочетание человеческой воли и Божественной благодати ― старая проблема, в связи с которой вспоминают спор блаж. Августина с Пелагием, а в позднейшие времена и учение реформаторов о предопределении. Думаю, в контексте темы сегодняшних штудий нам важно актуализировать идеи тех времен, а также, безусловно, весь комплекс идей, связанных с восточнохристианским концептом синергии. Это важно в первую очередь потому, что христианство сегодня зачастую редуцируют к некой силе внутри мира сего. Так поступают даже те, кто сочувствует Церкви. Церковь полезна, говорят они, потому что она провозглашает нравственные ценности. Церковь полезна, потому что она встает на защиту слабых, содействует консолидации общества, и так далее, и тому подобное. Всё это, естественно, верно. И можно добавить еще очень много о пользе молитвы и поста, о чтении Священного Писания, о благотворности икон, церковного пения и прочее.
Но духовная жизнь, возрастание в ней ― это прежде всего шаги на пути к единству с Богом. Господь Иисус Христос, раскрывающий для нас и в нас сокровищницу Троической любви, ― вот альфа и омега нашей духовной жизни.
Эта истина, очевидная для каждого начитанного христианина, является проблемой в плане жизненной практики. Полагаю, именно эта проблематичность становилась и по сей день становится источником построения различных вспомогательных конструкций, призванных помочь людям в конкретных исторических и жизненных обстоятельствах взойти к Богу. Это и институт папства, это и учение об оправдании только верой, и распространяющееся сегодня в постсоветских странах, после десятилетий безбожия, представление об «автоматической» спасительности частого Причащения. Список можно продолжить.
Но важно осознавать и всегда помнить, что никогда средство не должно заменять собою цель, в нашем случае ― единство со Христом. Подобная замена, хотим мы того или нет, неизбежно становится идолопоклонством.
Господь учит нас о первостепенном: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет (Мк. 12: 30-31). Поэтому не случайно в Предании часто можно почерпнуть суждение о том, что ни молитва, ни пост, ни какие-либо иные духовные подвиги сами по себе не способны привести человека к Богу. Это касается и Божественной Евхаристии. Если человек стремится к частому Причащению Святых Христовых Таин, но при этом не радеет об исполнении заповедей Божиих, о стяжании смирения, то он далек от верного пути, ведущего к Богу.
В разные периоды христианской истории Церковь по-разному раскрывает пути восхождения к Богу. Сегодня нам также необходимо задуматься об этом. У нас богатые духовным опытом традиции Западной и Восточной Церквей. И нам в контексте этих традиций важно осмыслить не только темы монашеской аскезы, но и темы духовности мирян; служения женщины в Церкви; связи катехизации, сакраментологии и духовности; отношения душевной культуры и духовного делания.
Дорогие братья и сестры! Молитвенно желаю всем вам, чтобы рассуждения этих дней стали стимулом для вашего возрастания в духовной жизни.
Призываю Божие благословение на всех участников конференции. С Богом!
+ Филарет,
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7