Новгород Великий, 19-21 сентября 2012 года
Глубокоуважаемые сопредседатели Оргкомитета!
Высокочтимые участники научно-общественной конференции «Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века»!
Сердечно признателен вдохновителям и организаторам этого научного форума за предоставленную мне возможность приветствовать всех собравшихся здесь — в колыбели Русского государства, Новгороде Великом.
Полагаю, что каждый из вас, вступив в пределы древнего Новгорода и пребывая под сенью кафедрального собора Софии Новгородской, испытал чувство внутреннего трепета, подобного тому, который испытывает человек, поднявшись на некую возвышенность и с изумлением рассматривая открывшиеся перед ним величественные просторы. Просторы эти — наша история, наша вера, наша культура.
Ваша конференция проводится в череде мероприятий, знаменующих 1150-летие Русской государственности. Можно без преувеличения сказать, что образование Русского государства явилось одним из значимых моментов не только отечественной, но и, как показали последующие события, также европейской и мировой истории. Очевидно, различные аспекты этого поистине эпохального события станут темой научных докладов, предметом дискуссий и обсуждений в ходе работы конференции.
Отмечая 1150-летие Государства Российского, следует иметь в виду, что примерно в это же время на Русской земле учреждена была первая православная епархия и тем самым было положено начало Православной Церкви. По словам выдающегося церковного историка митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), между основанием Русского государства и Русской Церкви, «по-видимому, не существовало тогда никакой связи: оба они совершались отдельно и независимо; там и здесь были разные действователи, разные цели; все шло своим особым порядком. И, однако же, оба эти события происходили в одном народе… Разом, почти в один год, положены были первые основы Русского государства и Русской Церкви…
Что ж значит такое точное совпадение двух важнейших событий, совершившихся в одном и том же народе? Зачем это угодно было Господу, чтобы наше Отечество и наша Церковь возникли и образовались вместе? Не хотел ли Он таким образом сочетать их между собой еще с первой минуты самыми неразрывными узами, как сочетавает душу с телом в человеке?
Не хотел ли Он, чтобы с тех пор, подобно душе с телом, они составляли как бы одно нераздельное существо, жили одной общей жизнью, всецело сохраняя свои отличительные свойства?..
Не это ли взаимное, столько благотворное и естественное содействие друг другу и предуказал Всевышний русскому народу и Русской Церкви, сочетавши их с самого начала?»
Так или иначе, но именно Православная Церковь в период зарождения и становления Русского государства, словно вехами, зримо обозначила его пространство. Усердием благочестивых князей почти в одно и то же время в Новгороде Великом, Киеве и Полоцке были возведены величественные соборы в честь Софии Премудрости Божией. Это были первые подобные храмы за пределами Византии — тогдашнего центра мировой христианской цивилизации. Они с очевидностью указывают на духовную ориентацию их ктиторов, строителей и благоукрасителей.
В этот период святым равноапостольным великим князем Владимиром было совершено в Днепровской купели Крещение Руси. Немногим позднее был поставлен первый епископ в близком моему сердцу городе Полоцке, который в этом году также отмечает свое 1150-летие.
Именно в это время было положено начало святорусскому периоду отечественной истории и заложены основы духовно-культурного и цивилизационного кода русского народа. Недавно в одном из интервью Святейший Патриарх Кирилл весьма точно подметил, что понятие Святая Русь «пошло не потому, что у нас храмов было много, а потому что доминантой жизни была святость и понятие священного».
Достойно сожаления, что князья Новгородские, Киевские и Полоцкие, равно как и властители иных древнерусских владений, не всегда следовали апостольскому наставлению сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4: 5), предпочитая выяснять отношения на поле брани. По этому поводу весьма печаловались их современники, о чем мы узнаем со страниц «Повести временных лет»и «Слова о полку Игореве». В «Житии» преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, жившей в XII веке, мы также можем прочесть, что преподобная «не хотела видеть враждующими ни князя с князем, ни боярина с боярином, ни из простых людей кого со своим другом, но всех хотела видеть единодушными».
Первыми, кого Православная Церковь Руси причислила к лику святых, были благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб, павшие жертвой междоусобных преткновений.
Русское православное сознание воспринимает принцип «разделяй и влавствуй» как глубоко чуждый и даже смертельно опасный, ибо, по слову Господа нашего Иисуса Христа, всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 12: 25).
Более одиннадцати столетий отделяют нас от событий, связанных с учреждением Русской государственности. Изменялись времена и нравы, появлялись и исчезали знамения мира сего, но неизменен свет Христовой истины, просвещающий всех. И поэтому в благословенной вечности остаются добродетельная мать и скромный учитель, наставляющие детей приходить ко Христу; полководец и его христолюбивое воинство, не щадящие живота своего для защиты Отечества; государственный деятель, воспринимающий обязанности свои как служение; смиренный землепашец, дающий нам пропитание; ученый муж и вдохновенный служитель культуры. Ибо все они — каждый в меру данных ему талантов — являют и утверждают духовную ревность об увеличении добра и праведности в нашем Отечестве и мире.
Общая вера собрала когда-то воедино русские земли, она помогала в их защите от многочисленных внешних и внутренних недоброжелателей. Ведь даже в богоборческие времена нашей истории наиболее дальновидные государственные мужи пришли к осознанию того, что никакая светская идеология не способна заменить человеку любви к Богу и Церкви, которая генетически свойственна нашему народу.
Наша общая христианская биография насчитывает более тысячи лет, что составляет половину всего периода новозаветной истории человечества. Не сомневаюсь, что вместе, соборне всем народам, воспринявшим наследие Святой Руси, будет легче сохранять и преумножать свои духовные сокровища и благосостояние, несмотря на наличие государственных разделений.
Ведь в лоне Русской Православной Церкви никакого разделения не происходило. Верные чада ее — будь то в Киеве, Москве или Минске — как взаимно молились друг о друге, так и молятся ныне; как совершали паломничества к святыням — так и совершают их и сейчас; как вместе сражались, страдали друг за друга и вместе возрождались к новой жизни, — так это и есть, и пребудет вовеки!
Желаю вам благоуспешной работы и плодотворных дискуссий, дабы усердие мысли и плоды молитвы, в их соединении, послужили надежным подспорьем для преуспеяния Отечества.
Спасибо за внимание.
+ФИЛАРЕТ
МИТРОПОЛИТ МИНСКИЙ И СЛУЦКИЙ,
ПАТРИАРШИЙ ЭКЗАРХ ВСЕЯ БЕЛАРУСИ
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7