Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня Белорусская Православная Церковь совершает канонизацию двух местночтимых святых Витебской епархии: священномученика Николая, пресвитера Витебского, и исповедника Христовой веры Владимира. Они жили и трудились в тяжкие времена, когда всем православным христианам Господь ниспослал суровое испытание их веры, ожидая от каждого твердости в ее исповедании и проверяя духовную зрелость церковного священноначалия, клира и паствы.
Не все достойно выдерживали это испытание, которое совершалось в условиях гражданской смуты и братоубийственной войны, обновленческого раскола Церкви и богоборчества властей, разрушения национальных устоев жизни и становления воинствующего атеистического мировоззрения в среде некогда богоносного народа.
Именно поэтому для нас так важен подвиг священномучеников, страстотерпцев и исповедников веры Христовой, совершавших свои спасительные для нашей Церкви и для нашего Отечества труды в период исторических сумерек нашей Родины.
* * *
Cвященномученик Николай Околович родился 4 мая 1863 года в семье псаломщика в деревне Ужлятино Витебского уезда. С детства он отличался глубокой верой в Господа и любовью к храму Божию, которые были воспитаны в нем благочестивыми родителями.
По завершении учебы в Витебском духовном училище он поступил в Витебскую семинарию, а затем был направлен в Московскую духовную академию, по окончании которой получил звание магистра.
Отличаясь мирным устроением духа и врожденной тактичностью в отношениях с окружающими его людьми, будущий священномученик еще в школьные годы снискал прозвище «Николай Миротворец». Эти дарования стали основой его дальнейшего служения на ниве миссионерской проповеди. Спустя годы, священник Николай был награжден Святейшим Синодом грамотой и Святой Библией «За особое усердие и ревность в деле благоустройства местных церковно-приходских школ».
Его деятельное служение продолжалось и в Воронежской епархии. Здесь в течение шести лет протоиерей Николай, возглавлял духовную семинарию, где его стараниями были организованы обсерватория, биологическая и электрическая станции. Одновременно он состоял председателем Воронежского епархиального миссионерского совета и участвовал в деятельности четырнадцати культурно-просветительских и благотворительных учреждений. По его инициативе в епархии были учреждены педагогические и миссионерские курсы. По свидетельству знавших его людей, на всех местах своего служения протоиерей Николай отличался необыкновенной отзывчивостью и сердечностью.
Обладая незаурядным литературным талантом и будучи главным редактором «Полоцких епархиальных ведомостей» и «Воронежских епархиальных ведомостей», отец Николай написал более тысячи страниц различных литературных трудов.
В мае 1910 года протоиерей Николай участвовал в перенесении мощей преподобной матери нашей Евфросинии, игумении Полоцкой в ее Спасо-Евфросиниевский монастырь.
Первая мировая война нарушили течение церковной жизни на Витебщине и на всей Белорусской земле. Последовавшая гражданская смута, преследование священнослужителей, разорение храмов и приходов, обновленческий раскол, разрушение традиционного крестьянского уклада — всё это было страшной реальностью народной и церковной жизни.
По распоряжению новой власти была закрыта Витебская Духовная семинария. Однако под руководством протоиерея Николая при кафедральном соборе града Витебска начала действовать пастырская школа. Одновременно он читал лекции по Закону Божию, ездил с миссионерскими целями в места проживания сектантов.
В 1922 году протоиерей Николай стал настоятелем Витебского Свято-Николаевского кафедрального собора. Вскоре началась известная кампания по изъятию церковных ценностей, которая затронула среди прочих и кафедральный собор, и приписные к нему храмы. Сохраняя в сердце завет Христа Спасителя «не бояться убивающих тело, души же не могущих убити» (Мф. 10: 28), отец Николай с присущей ему мудростью и рассудительностью стремился избежать напрасного кровопролития.
Впрочем, вскоре в судьбах Святой Церкви вновь исполнились слова святителя Василия Великого о том, что «неправедные судии не уважают ни седины, ни подвигов благочестия, ни жизни, ни юности, ни старости, проведенной по Евангелию… и предают наказанию без всякого доказательства взносимых на них обвинений».
Многие священнослужители были заключены в тюрьмы; в том числе был арестован и отец Николай. Он содержался под стражей в течение нескольких недель и был условно осужден на 1 год лишения свободы. Несмотря на неоднократные предложения представителей обновленческого движения перейти в их ряды и даже принять епископский сан, будущий священномученик всегда отвечал раскольникам решительным отказом и сохранил в непорочности свою верность Матери-Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).
Чем тяжелее становились времена, тем более старался Отец Николай ежедневно совершать Божественную литургию и не оставлять молитвы о мире всего мира. Он оказывал людям духовную поддержку, удерживал их от отчаяния, направлял сердца ко Христу и обращал их духовные взоры к вечности.
Протоиерей Николай был деятельным ревнителем возрождения закрытых приходов и возвращения заблудших из обновленческого раскола в лоно Святой Церкви. В период с 1929 по 1931 год благодаря его усилиям под омофор Патриаршей Церкви возвратилось около 40 приходов. На богослужениях во вновь открывшихся храмах собиралось тысячи верующих, — и это свидетельствовало о том, что светильник веры на нашей земле не угас!
24 апреля 1931 года протоиерей Николай Околович, которому исполнилось уже 68 лет, был вновь арестован по обвинению в антисоветской и антиколхозной агитации. Скончался священномученик в 1934 году, находясь в заключении.
* * *
Святой исповедник Владимир родился в 1874 году в селе Плоское Велижского уезда Витебской губернии в благочестивой семье протоиерея Николая Гавриловича Еленевского и его супруги Анастасии Васильевны.
Окончив Витебскую духовную семинарию, он поступил в Императорский Юрьевский университет в городе Тарту на юридический факультет, по окончании которого трудился следователем и вел адвокатскую практику.
Одновременно со своей профессиональной деятельностью Владимир Николаевич активно участвовал в жизни Церкви. Во время изъятия церковных ценностей он открыто заявил о грабительском характере этой кампании новых властей. Сам же он помогал нуждающимся людям личными средствами и имуществом. 9 сентября 1922 года он был арестован и заключен в Витебскую тюрьму.
Но, по слову святителя Иоанна Златоуста, его не сломили ни судилище, ни палач, ни бесчисленные пытки, ни тысячекратные угрозы смертью, ни судьи с пламенем в устах, ни враги, скрежещущие зубами и воздвигающие всевозможные интриги, ни бессовестная клевета, ни бесстыдные обвинения, ни ежедневно перед глазами являющаяся смерть…
Вскоре после освобождения Владимир Николаевич овдовел и остался без работы, будучи отцом троих детей. В то время было смертельно опасно исповедовать себя приверженцем Патриаршей Церкви: как правило, это было сопряжено с потерей средств к существованию и с неизбежным арестом. Однако несокрушимая вера, верность Матери-Церкви и личное мужество исповедника Владимира резко отличались от позиции многих его современников, пытавшихся спасти свою жизнь в обновленческом расколе.
Как опытный юрист Владимир Николаевич оказывал Святой Церкви неоценимую помощь в возобновлении деятельности ранее закрытых приходов и в деле возвращения десятков православных общин в церковное лоно из обновленческого раскола. 1 июня 1931 года исповедника Владимира арестовали вторично и на сей раз отправили в ссылку. Страницы его следственного дела свидетельствуют о несокрушимой вере в Бога в тяжелейшее время гонений на Церковь.
Мудрость и профессионализм юриста во все годы жизни позволяли ему занимать верную позицию в неравном диалоге с богоборческой властью и использовать все законные возможности для возрождения, сохранения и укрепления Православной Церкви на Витебщине.
8 апреля 1954 года Владимир Николаевич Еленевский скончался в Витебске в возрасте 80 лет, всей своей жизнью явив образец деятельной веры в Бога, христианской добродетели, мудрости, нестяжания и верности Святой Православной Церкви. На нём воистину исполнилось слово святого апостола Павла, обращенное к подвижникам веры: «Вам дано не только веровать во Христа, но и страдать за Него» (Флп. 1: 29).
Возлюбленные братья и сестры! С любовью и благодарностью мы будем отныне обращаться к этим Витебским святым с молитвенными прошениями о благостоянии Матери-Церкви и нашего Отечества. Но наряду с этим мы обязаны учиться у них как у наставников! Учиться ежедневному и ежечасному предстоянию пред Богом; учиться повседневному подвигу малого доброделания и терпеливого преодоления тяжких обстоятельств; учиться быть христианами не на словах, а на деле. И да поможет нам в этом Бог! Аминь.
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси
4 ноября 2007 года,
Витебск
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7