Христос Воскресе!
Суровые и прямые слова Покаянного канона в течение Великого поста готовили наши сердца к Пасхальной радости — к Светлому Христову Воскресению. И вот ныне, пробудившись от греховного сна, мы призваны, по слову Святого Евангелия, войти в радость Господа нашего (Мф. 25: 21, 23) и свидетельствовать пред Богом и людьми о том, что Христос воскрес! Воистину воскрес! Торжество Жизни над смертью мы исповедуем в эти дни всеми силами нашей совести, которую мы постарались очистить постом и молитвой. И потому для нас становится весьма близким образ пробуждения от сна и переход к творческому бодрствованию.
«Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным», — взывает к Творцу Псалмопевец Давид (Пс. 12: 4). Не только о сохранении своей телесной жизни молит он Бога, но и о просвещении ума и сердца, ибо грех—это также «сон смертный».
Когда природа нашего края расцветает по весне, мы говорим, что и она пробуждается от зимнего сна. И человек весной тоже каким-то простым и естественным образом оттаивает ото льда равнодушия. Хотя бы на время, — но всё-таки он преодолевает свою холодность к ближнему; хотя бы на миг, — он улыбается солнечному свету и обращает своё лицо к Солнцу Правды, Которое есть Христос Бог наш. Верю, что такое пробуждение в своё время переживает каждый человек! И потому призываю всех вас, возлюбленные мои: делитесь теплом веры с ближними и дальними; ни от кого не заслоняйте своими человеческими мудрованиями живительный свет Небесного 0гца, но всем и всегда несите благую весть о Воскресении Сына Божия, Сына Человеческого.
«Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» — вторит словам Псалтири апостол Павел (Еф. 5: 14). И сразу же вслед за этим воистину пасхальным благословением святой апостол народов спешит предупредить нас об опасности: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, — говорит он, — не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Там же, 15-16).
Ныне настали времена, когда кризисные испытания постигли «новый мир», построенный человеком без Бога. Мир наживы и гордыни, корысти и безудержного потребления обманул своих обитателей. Смятение и страх, растерянность и внутреннюю пустоту ощущают сегодня миллионы людей по всему лицу Земли. «По каким правилам теперь жить? — вопрошают горделивые. — Как вновь обрести опору, когда под ногами — лишь зыбкий песок, а дом, построенный на песке, начинает рушиться на глазах?» Что ж, опустошение сердец неизменно приводит к опустошению домов…
Можем ли мы не скорбеть о потрясениях рода человеческого в этот поворотный пункт всемирной истории? Можем ли оставаться равнодушными к людям и тем паче — злорадствовать о несчастьях? Нет, ибо в этом случае мы сами будем осуждены горьким пророчеством Христа Спасителя о временах, когда «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).
Задача мира христианского состоит в том, чтобы «камень, который отвергли строители», по слову Писания, вновь «сделался главою угла» (Мф. 21: 42). Уже не только пламенным словом, но конкретным делом мы призваны подтвердить истину о том, что «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126:1).
Состояние христианских семей и благолепие православных храмов, общественное служение членов Церкви и личный пример веры каждого христианина — вес, что встаёт во главу угла нашего личного спасения, мы обязаны сделать достойным широкого уважения и деятельности подражания. В годину испытаний радость о Воскресении Христовом должна быть не просто ликованием об истинности нашей веры! Дорогие братья и сестры, мы призваны к уврачеванию ран тех людей, которые страдают. Христианская миссия среди тех, кто болен и беден, кто одинок и потерян, — это долг Церкви и призвание каждого её члена. Но нам следует помнить, что не менее важна миссия христиан, обращенная к тем, кто страждет из-за потери смысла жизни, из-за утраты жизненных ориентиров, из-за крушения ложных идеалов. В том же Послании к Ефссянам апостол Павел дает простой и мудрый совет, как и чем мы можем помочь верующим и неверующим: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:16-17).
Рассудительность и разумение Божией воли не даются христианину просто так. Это — плод неустанного труда над самим собой, результат осмысления в свете Евангелия Христова прежде всего своей жизни, и лишь потом — жизни и внутреннего мира иного человека, своего ближайшего окружения, своего народа и, наконец, всего человеческого сообщества.
Твёрдо и справедливо звучат слова из Послания Предстоятелей Православных Поместных Церквей, собравшихся в граде Константинополе, нынешнем Стамбуле, в октябре минувшего года: «Православные христиане разделяют с другими религиозными и нерелигиозными людьми планеты ответственность за современный кризис, — говорится в Послании, — потому что они безрассудно попустительствовали злоупотреблениям свободы или примирялись с ними, не противостоя им достойно словом веры. Таким образам, нашим величайшим долгом является вклад в преодоление разделений мира».
Под этим документом стоит подпись приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия П, и потому мы воспринимаем миссию «преодоления разделений мира» как духовное завещание Его Святейшества. Добрым знамением для нашей Матери-Церкви стала я миссионерская направленность начавшегося служения шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, свидетелями избранна и интронизации которого мы стали в дни работы Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви.
Дорогие мои! Торжествуя светлое Христово Воскресение, исповедуя пред Богом и проповедуя миру благую весть о том, что «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», – мы словом и делом утверждаем единственный спасительный выбор, который от века предложен человеку его Творцом. Из глубины веков Боговидец Моисей обращает к человеческому роду боговдохновенный призыв: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19).
«Воскресе Христос, и жизнь жительствует», — эхом звучит в дни Пасхи Господней свидетельство православного мира о нашем выборе. Воистину, знание Божественного Закона жизни — самое драгоценное в сокровищнице общечеловеческой мысли.
.. .И вновь богомудрый апостол Павел поддерживает нас в поиске ответов на вечные и на сиюминутные вопросы бытия. «Любовь есть исполнение закона, — говорит он. — Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна». И сегодня, в годину всемирных испытаний, среди христиан не вызывают недоумения последующие слова святого апостола: «Ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим. 13:10-11).
Будем же добрыми делателями на ниве Христовой, и Отец наш, видящий тайное, воздаст миру явно (Мф. 6:4,6,18)!
Нашу светлую надежду и всерадостное свидетельство веры направляю вместе с пасхальным целованием единоверным и единокровным братьям и сестрам нашим, пребывающим во всех концах Земли. Сердечно приветствую всех, кто носит имя Христово и призывает Бога во Свидетели своей жизни, своей совести, своих слов и дел.
Возлюбленные! Христос воскрес! Воистину воскрес! — и нас воскресит силою Своею. Аминь.
+ФИЛАРЕТ
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7