Митрофан (Краснопольский) (1869 – 1919), архиепископ Астраханский и Царевский, священномученик
Память 23 июня/6 июля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Белорусских и Воронежских святых
В миру Дмитрий Иванович Краснопольский, родился 22 октября 1869 года в слободе Алексеевке Бирюченского уезда Воронежской губернии в семье бедного крестьянина, а мать, Анастасия Семеновна, была дочерью сельского причетника.
Окончив сельскую школу первым учеником, по ходатайству сельского учителя, Дмитрия определили в Бирюченское духовное училище, где он содержался на средства своего учителя-благодетеля. После окончания духовного училища по I разряду в 1884 году, он поступил в Воронежскую духовную семинарию.
В 1890 году окончил Воронежскую духовную семинарию по I разряду, вступил в брак и 4 ноября рукоположен во диакона к Казанской пригородной церкви города Коротояка епископом Анастасием (Добрадиным).
15 декабря 1892 года был перемещен в Преображенскую церковь слободы Матрено-Гезевой Бирюченского уезда, а 23 февраля 1893 года — в Троицкую церковь в селе Алексеевке того же уезда.
После кончины супруги в 1893 году поступил в Киевскую духовную академию.
11 августа 1896 года пострижен в монашество с наречением имени в честь святителя Митрофана Воронежского.
15 июня 1897 году рукоположен во иеромонаха епископом Каневским Сильвестром (Малеванским).
В том же году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен инспектором Иркутской духовной семинарии.
В 1902 году назначен ректором Могилевской духовной семинарии в сане архимандрита.
11 февраля 1907 года хиротонисан во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митр. СПБ Антоний (Вадковский), митр. Московский Владимир (Богоявленский), митр. Киевский Флавиан (Городецкий) и др. иерархи.
Как активный борец с сектантством и поборник русских интересов, владыка Митрофан был избран депутатом в III Государственную Думу, в которой присоединился к фракции правых.
С 9 ноября 1912 года – епископ Минский и Туровский.
Большая часть времени, проведённая преосвященным Митрофаном на Минской кафедре пришлась на тяжёлое военное время. Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война не обошла стороной пределов его епархии. В этих тяжёлых условиях епископ Митрофан развернул широкую благотворительную деятельность по оказанию помощи мирным жителям, оставшимся без крова из мест, захваченных врагом, а также по организации епархиальных лазаретов для раненых воинов. Архипастырь часто ездил на фронт для поддержания морального духа русского воинства и не раз попадал под вражеский обстрел, проявляя в таких ситуациях чудеса выдержки и спокойствия. За особую деятельность по обстоятельствам военного времени епископ Митрофан 14 мая 1916 г. был награждён орденом Св. Александра Невского.
С 6 июля 1916 года – епископ Астраханский, где ему также удалось завоевать всеобщее уважение и любовь. Духовный авторитет епископа Митрофана оказался столь велик, что его противникам, пришедшим к власти после Февральской революции, так и не удалось сместить “черносотенного” владыку с занимаемой им кафедры.
Был членом Собора и председателем одной из комиссий Собора 1917/1918 гг. Сторонник патриаршества.
В знак протеста, против большевистского декрета “Об отделении Церкви от государства” владыка Митрофан организовал в феврале 1918 года крестный ход, который стал настоящим событием в истории города. По оценкам современников, в нём приняли участие чуть ли не половина населения Астрахани. По словам очевидца, “это было торжество веры, торжество Православия, которого так боялись творцы новых идей”.
В 1918 году ко дню Св. Пасхи возведен в сан архиепископа.
После взятия города большевиками доброжелатели уговаривали его тайно покинуть Астрахань и избежать грозящей ему расправы. Но архиепископ Митрофан не согласился, твёрдо ответив духовенству своей епархии: “Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уеду от своей паствы, на моей груди Крест Спасителя, и он будет мне укором в моём малодушии… Знайте, я совершенно чист и ничем не виновен перед своей Родиной и народом”.
В 1918 году случился серьезный конфликт между владыкой Митрофаном и его викарным епископом Леонтием (Вимпфеном) по причине различных взглядов на отношение к советской власти и декрет об отделении Церкви от государства (еп. Леонтий этот декрет одобрял). Епископа Леонтия, оказавшегося на грани запрета на служение, поддерживали многие астраханцы, его прочили на место вл. Митрофана, советская власть активно пыталась играть на противоречиях и раздуть “церковную революцию”. Но революции не произошло, еп. Леонтий урезонил своих поклонников и был лишь лишен должности викария.
8 июня 1919 года вл. Митрофан был арестован по обвинению в “белогвардейском заговоре”. Несмотря на многочисленные ходатайства верующих, участь архиепископа Митрофана была уже заранее предрешена.
В три часа утра 6 июля 1919 года к камере, где содержался архиепископ Митрофан, подошли комендант ЧК Волков и начальник караула. Комендант вошел в камеру и, толкнув ногой спавшего на койке архиепископа, закричал: «Вставай!» Владыка встал, попытался было надеть рясу, но комендант схватил его за воротник и закричал: «Живее выходи, на том свете обойдешься…» И, цепко схватив его за руку, потащил к двери. Оказавшись во дворе, Волков быстро зашагал, влача за собой жертву. Архиепископ был в одном белье, босиком; сделав несколько шагов, он споткнулся и упал. Его подняли и быстро довели до закоулка, где производились расстрелы. Там уже стояли трое красноармейцев с винтовками. Увидев их и поняв, зачем его сюда привели, архиепископ Митрофан благословил их по-архиерейски двумя руками, за что Волков ударил его рукоятью револьвера по правой руке и, сейчас же схватив владыку за бороду, с силой нагнул его голову вниз и выстрелил из револьвера в висок. Архиепископ упал.
Архиереи были не единственными убитыми тогда в Астрахани в застенках ЧК, несколько десятков казненных должны были быть погружены на телеги и отвезены к общей могиле. Протоиерей Димитрий Стефановский договорился с одним из возчиков за деньги доставить тела казненных архиереев в условленное место, пообещав ему произвести погребение до наступления рассвета. Около часа ночи возчики вывезли из тюрьмы тела убитых. Около Красного моста одна из повозок остановилась, и с нее сняли тела двух покойников и переложили в телегу.
Могила была уже вырыта около Астраханского Покрово-Болдинского монастыря. Рубашка архиепископа Митрофана была окровавлена на груди и у рукавов, висок раздроблен, левая часть бороды вырвана, на сгибе правой руки был синяк и кровоподтек. Архиереев одели в чистое белье, владыку Митрофана в священнические одежды; протоиерей Димитрий снял с себя наперсный крест для архиепископа Митрофана и к его цепочке прикрепил железную коробочку с запиской, где излагались обстоятельства их кончины и погребения.
Тропарь, глас 4
От ю́ности твоея́ за́поведи Госпо́дни до́бре сохраня́я,/ Бо́гови во вся́ком долготерпе́нии благоугожда́л еси́,/ ревну́я о благоустрое́нии и процвете́нии Це́ркве Правосла́вныя,/ да просла́вится Оте́ц Небе́сный во ча́дех ея́,/ и в годи́ну лю́тых гоне́ний на ве́ру святу́ю испове́дник безстра́шен яви́лся еси́,/ за Христа́ му́ченическую кончи́ну прия́в,/ и ны́не предстоя́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы/ моли́ся, святи́телю о́тче Митрофа́не,// о все́х любо́вию чту́щих святу́ю па́мять твою́.
Кондак, глас 5
Испове́дниче ве́ры Правосла́вныя,/ благоче́стия ревни́телю и чистоты́,/ священному́чениче о́тче Митрофа́не,/ па́стырь до́брый и трудолюби́вый/ ма́терию Це́рковию явле́н был еси́/ и волко́в, разори́ти ю́ гряду́щих, не убоя́вся,/ ду́шу твою́ за ча́да ея́ положи́л еси́,/ зло́бу диа́вола Христо́вою любо́вию побежда́я,/ те́мже и нам помози́, мо́лим ти ся,// в терпе́нии Ева́нгельстем стяжа́ти ду́ши на́ша.