Экономический кризис как духовный вызов
Ваша Эминенция кардинал Роже Эчегерай, модератор заседания!
Ваше Блаженство Патриарх Даниил!
Досточтимые архипастыри и пастыри, дамы и господа!
Позвольте мне вначале своего выступления выразить благодарность Его Эминенции кардиналу Рейнхарду Марксу, общине святого Эгидия, правительству Германии, а также всем организаторам и участникам нынешних собеседований — за добрую и благословенную инициативу, которая побуждает нас и к размышлениям, и к делам во благо наших собратьев, живущих в разных частях света.
Наша встреча проходит под впечатлением трагического события, произошедшего 10 лет назад в Нью-Йорке и ставшего своеобразным символом зла, присутствующего в мире. 11 сентября, когда был совершен террористический акт, в нашей Церкви в этот день вспоминается другое событие, также являющееся вопиющим проявлением зла. Это событие библейской истории, когда был обезглавлен друг Господень, Иоанн Предтеча.
Думаю, что все согласятся с тезисом о том, что проявление зла, средоточием которого стало распятие Богочеловека, может быть адекватно осмыслено только в контексте Пасхи, когда Христос явил Свою победу над злом. Только в этой перспективе зло перестает быть безусловным началом и мы, соработники Христа, обретаем надежду на усвоение плодов Его победы.
Поэтому мне близки и понятны темы, вынесенные как в общее название конференции, так и на наше панельное заседание. Мир и единство, к которым мы призываемся, являются дарами Христа Победителя, дарами, которые мы усваиваем во взаимном общении и диалоге, в любви и сострадании к бедным.
К теме нашего заседания я хотел бы подойти через размышление об экономическом кризисе, из-за которого многие люди оказываются на пороге бедности.
Церковь существует в обществе. Добрый Пастырь доныне несет на Своих плечах тяготы мира. Поэтому мы, следуя своему Божественному Наставнику, понимаем свою ответственность в преодолении финансово-экономического кризиса, постигшего сегодняшний мир.
Важной задачей ответственного поведения является понимание причин кризиса. С 2009 года при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси существует Экспертный совет «Экономика и этика». Его основной задачей является нравственное осмысление экономических процессов в странах СНГ и в мире, поиск эффективных путей решения проблем экономики с опорой на духовные ценности Православия.
Анализируя истоки мирового финансово-экономического кризиса, члены Совета заявляют: «Первопричина кризиса — в деградации нравственной мотивации хозяйствования, в утрате высшей цели экономики, заключающейся в построении гармоничного и справедливого общества».
Это утверждение выстрадано историей народов, окормляемых Русской Православной Церковью. В этом году исполняется 20 лет с того дня, когда перестал существовать Советский Союз. События августа 1991 года происходили в день праздника Преображения Господня. Это совпадение вселяло во многих из нас надежды на скорое преображение всей жизни народов, населявших Советский Союз.
Однако то, что последовало за распадом этого государства, показало, насколько сложным является путь преобразований при утрате нравственной мотивации в обществе. Сегодня наши народы, разделенные на разные государства, продолжают сталкиваться со схожими трудностями: депопуляцией, алкоголизмом, наркоманией, суицидом и другими.
Все это сопровождается глубокой мировоззренческой дезориентацией, при которой нынешний экономический кризис воспринимается нами в первую очередь как духовный вызов.
Размышляя о путях восстановления здоровой духовной жизни в обществе, Русская Церковь выработала документ — Основы социальной концепции, который включает также разработку современного православного взгляда на экономическую деятельность. В этом документе, в частности, говорится: «Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных. Поэтому она призывает общество к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый — больного, трудоспособный — престарелого. Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств» (ОСК РПЦ, VI).
Богатство, не поставленное на службу убогим, разрушает единое экономическое пространство и приводит к кризису. Во-первых — к духовному, когда он проявляется в ложном отождествлении человеком себя с накопленными благами, что в свою очередь разрушает здоровое отношение личности к себе и к окружающим людям. Естественные попечения о плоти превращаются в похоти (Рим. 13: 14). И если человеку по средствам удовлетворять их, то он становится все менее способным к восприятию чистоты и простоты духовной жизни. Если же человек оказывается лишенным таковой возможности, то он становится воистину жалким. Ощущая крушение призрачной идентичности, человек ищет новые формы греха, надеясь в них восстановить утраченную целостность души. Отсюда проистекают разрушение семей, формирование игровой, алкогольной и наркотической зависимости и многие другие беды современного человека.
Во-вторых, разрушение единства экономического пространства приводит к кризису экономическому: потребление, ставшее самодостаточной ценностью, истощает ресурсы, обессмысливает труд и в долгосрочной перспективе неминуемо приводит к коллапсу экономики.
Глубоко убежден, что религиозные, политические и экономические лидеры, собравшиеся сегодня в Мюнхене, призваны культивировать в современном обществе такое понимание экономики, при котором и богатые, и бедные воспринимаются как неотделимые части единого экономического пространства.
О возможности этого единства свидетельствует сам язык. В русском языке существует два слова, весьма красноречиво описывающих полюса, между которыми происходит движение материальных благ в обществе. Это слова богатый и убогий, напоминающие нам о Боге, от Которого исходит богатство.
Прислушиваясь к языку, мы понимаем, что человек одаряется богатством для того, чтобы служить обществу, частью которого являются убогие люди. «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20. 35), — напоминает нам апостол Павел слова Спасителя.
Богатый человек не может существовать в отрыве от остального общества. Святитель Иоанн Златоуст (+ 407) высказывает эту мысль в достаточно радикальной форме. «Не уделять из своего имущества есть также похищение», — говорит он.
При размышлении о принципах, на которые могла бы опираться здоровая экономическая модель, позвольте мне снова обратиться к Заявлению Экспертного совета при Патриархе Московском и всея Руси от 29 июля 2010 года. В документе говорится о принципах справедливости, эффективности и общественной солидарности. И далее дается следующее разъяснение. Понятие «эффективности предполагает личную заинтересованность человека в результатах своего труда. Идея социальной справедливости, утверждение принципа выравнивания имущественных диспропорций в обществе придают экономической системе нравственный характер и способствуют долговечности и стабильности ее существования. Солидарность, понимаемая как система взаимной поддержки внутри страны и между братскими народами, обеспечивает единство общества, его целостность и устремленность в будущее».
Верю, что нынешний Форум является солидарным свидетельством религиозных, политических и экономических лидеров о необходимости совместных усилий для утверждения духовных и нравственных принципов мировой экономики.
Апостол Павел говорил, что «вера… есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11: 1). Думаю, мы согласимся с тем, что в сегодняшнем мире экономика, основанная на духовных принципах, — дело скорее невидимое, чем видимое. В то же время я не могу не засвидетельствовать о своем опыте сотрудничества с Общиной святого Эгидия Римского.
Не первый год я вижу, как труд этой Общины, исполненный веры, милости к ближнему и добросердечной открытости к различным традициям, вдохновляет людей предпринимать усилия, дабы духовные принципы становились подлинной основой решения серьезнейших социальных проблем. В 2010 году мы обсуждали в Риме проблему бедности. А в нынешнем году мы говорили о духовном измерении демографических проблем, о старости.
Совместное переживание этих конкретных проблем и молитвенное упование на их разрешение сближало нас более, чем, наверное, могли бы нас сблизить долгие дискуссии о догматических различиях наших Церквей.
Уверен в том, что дальнейшее сотрудничество Католической и Православной Церквей, возгреваемое добрым примером Общины святого Эгидия, будет явлением духовного измерения жизни современного общества. Надеюсь, что и нынешняя, и будущие наши встречи помогут нам снова и снова восходить к ощущению нашего единства в Евангельском служении ближнему, в милосердии, любви, открытости друг другу. Да поможет нам в этом Господь!
Благодарю за внимание.
+ Филарет,
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7