Выступление митрополита Минского и Слуцкого ФИЛАРЕТА, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви на открытии форума «Единением и любовью спасемся» (Москва, храм Христа Спасителя, 5 октября)
Ваше Святейшество, дорогие собратья-архипастыри, досточтимые отцы, братья и сестры!
Настоящий церковно-общественный форум, проходящий под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, посвящен знаменательному историческому событию — Куликовской битве. Все мы знаем об этом славном событии еще со школьной скамьи. В древности о нем складывались сказания, позднее — писали выдающиеся историки. Особое значение этого события в отечественной истории заставляет нас снова и снова обращаться к нему, чтобы заново постигать его смысл, исходя из современной ситуации.
В последнее время опубликовано немало различных материалов, посвященных Куликовской битве. Порой мы слышим непривычные толкования этого исторического эпизода, основанные на новых исследованиях. Ему даются различные оценки, о его значении для будущего Руси спорят историки и публицисты.
Не буду углубляться в исторические детали и оценивать выводы исследователей. Это дело специалистов-историков. На прошедших вчера пяти отдельных конференциях Куликовская битва и все, что с ней связано, было рассмотрено в разных аспектах. О результатах работы конференций мы услышим сегодня в отчетных докладах руководителей.
Однако Куликовская битва, о которой мы сегодня размышляем, — это не только событие прошлого, которое изучает историческая наука. Куликовская битва — это также и глубокий символ. Попытаться понять смысл этого символа должен каждый, кто чувствует свою причастность к многовековому историческому пути, которым прошло наше Отечество. Это наше общее дело.
В чем же символическое значение древнего сражения на Поле Куликовом?
Постараюсь по необходимости кратко поделиться своими соображениями на эту тему. Куликовская битва стала знамением коренного перелома в русской истории, своего рода перехода от одного состояния к другому.
Что это был за переход?
Во-первых, это был переход от разобщенности и внутренних распрей — к национальному единству. После победы 1380 года в одночасье не возникла великая держава. Потребовалось еще немало времени, чтобы разрозненные княжества соединились в одно государство, а их подданные слились в один народ. Но рождение общерусского национального самосознания, безусловно, связано именно с этим событием. С ним связано и утверждением Москвы как общерусского стольного града и церковного центра. Для собирания Руси Куликовская битва имела решающее значение.
Во-вторых, она была знаком перехода от чужеземного порабощения и зависимости — к свободе и самостоятельности. Полная независимость также пришла не сразу. Немалые беды еще предстояло пережить. Московскую Русь продолжали окружать сильные соседи, да и русские княжества еще только должны были преодолеть междоусобные распри перед лицом внешних угроз. Однако главное было в другом: в сложной геополитической ситуации того времени русские люди, единоверцы и соплеменники, объединившиеся вокруг Москвы, сумели явить силу, с которой пришлось считаться другим. В едином порыве участники Куликовского противостояния врагу положили духовное основание тому, что в будущем стало единой Державой, общим домом. С этого времени неизбежным стало формирование более высокой формы государственности. Также и церковная жизнь неуклонно развивалась в сторону формирования автокефальной поместной Русской Церкви.
И еще. Исторический контекст победы на Куликовом поле позволяет говорить о том, что это сражение ознаменовало собой и другой переход: переход от духовного подвига — к подвигу ратному. Победа такого масштаба не могла быть достигнута, если бы ей не предшествовала консолидация всех сил, политических, экономических, военных. Но почему такое собирание сил стало возможным? Ответ несомненен: потому, что ему предшествовало собирание духовных сил, расцвет иноческого подвига, становление Святой Руси.
Каковы бы ни были конкретные исторические обстоятельства, первостепенную значимость имеет тот факт, что в народной памяти имя великого князя Димитрия Донского самым тесным образом связано с великим святым Земли Русской преподобным аввой Сергием. Самоотверженный ратный подвиг русских воинов, которые во множестве сложили свои головы на Куликовом поле в борьбе с иноплеменными врагами, сливается с духовным подвигом святых подвижников, молитвою и постом изгонявших врагов духовных. И у тех, и у других мы видим силу духа, силу жертвенного самоотречения и веру, которая укрепляет и приносит спасение.
Как сказал в своем Послании по случаю празднования 625-летия победы на Куликовом поле Святейший Патриарх, «в свершении народного подвига особое значение имела благодатная сила веры Христовой, укрепляемой и поддерживаемой в народе Русской Православной Церковью, которая разделяла с ним все радости и скорби, духовно наставляла его, взращивая в душах православных людей жертвенную любовь к Отечеству и ближним».
Вывод ясен: без духовного делания, без возрастания в вере, надежде и любви невозможно никакое подлинно успешное мирское делание, в том числе и ратный подвиг ради защиты Отечества. Без вдохновения свыше и духовного единения не может быть подлинного единства и взаимодействия, направленного на благо общества, на общее благо всего народа. Таков, как представляется, символизм Куликовской битвы.
Историческая память не пользует нимало, если она не побуждает нас извлекать уроки из собственной истории. Значимые события прошлого становятся символами и потому могут оказывать воздействие на современность только в том случае, если мы задаемся вопросом: что этоГсимволизм говорит нам, живущим сегодня, в иной исторической ситуации?
Сегодня то, что было некогда Великой Россией, раздробилось на части. И прежде всего в состоянии известного разобщения находятся народы, составлявшие некогда единую русскую нацию. Но когда мы мысленно обращаемся к прошлому и к тому далекому событию, которому посвящен наш форум, мы понимаем: при всем видимом разобщении мы являемся наследниками общего славного прошлого. И мы призваны по-новому осознать единство нашей исторической судьбы и глубокую внутреннюю связь русских православных народов.
В процессе этого осознания мы также понимаем: то, что было некогда Великой Россией, но распалось на части, обречено на единство. Более того, такое единство существует, несмотря на внешние, мирские разделительные черты. Это — духовное единство. Это единство, основой которого является единая православная вера, единое церковное предание и сонм святых, подвижников, мучеников и исповедников, которые уже навсегда соединились воедино вокруг престола Господня в общем предстоянии за своих соотечественников.
Наша задача в том, чтобы работать ради укрепления этого единства и ради того, чтобы оно вполне проявилось видимым образом. И не столь важно, в каких конкретных формах это единство будет выражено. Во всяком случае, никакие внешние, чисто прагматичные формы, тем более навязанные со стороны, сами по себе не смогут привести к желаемому результату. Для этого нужна осознанная внутренняя потребность. Главное, чтобы мы шли к воссоединению разобщенного, ясно понимая, что это наш путь.
Воспоминание о Куликовской битве напоминает нам о ситуации, когда внешние угрозы — с Юга, Востока и Запада, а также внутренние нестроения побуждают и светскую власть, и Церковь, и народ к объединению усилий ради защиты своего настоящего и обеспечения будущего.
Это первый урок Куликовской битвы.
Второй урок касается нашего самостояния и развития. Любая великая культура является великой прежде всего потому, что обладает богатыми внутренними силами и талантами и способна их творчески развивать. Единение в данном случае есть условие для осуществления общего дела.
Народы, которые являются наследниками Великой России и, соответственно, Куликовской победы, обладают достаточным внутренним богатством. Но его нужно претворить в плодотворное делание. Мы должны стремиться к раскрытию всех даров, которыми наделил нас Бог, чтобы не оказаться «рабами неключимыми». Мы призваны стать умными и рачительными хозяевами своего дома, своего Отечества. И снова обрести и умножить силу — как духовную, так и материальную, — которая позволит нам быть свободными от любой внешней зависимости и твердо стоять на своих ногах.
Однако это совсем не означает самоизоляции, внутренней замкнутости. Замыкается в себе тот, кто страшится бед, приходящих извне, и стремится сохранить для себя то малое, которым владеет. Но вряд ли люди такого рода были среди русских воинов на Поле Куликовом.
И, наконец, последний и самый важный для нас урок можно назвать богословским. Единение, Любовь, Спасение — слова, которые составили общую тему нашего форума, следует понимать прежде всего в их церковном значении.
С церковной точки зрения, никакое духовное свершение не будет спасительным для человека и народа, если оно не согласно с Духом Христовым. В то же время никакое по видимости христианское деяние, как учит нас святой апостол Павел, не имеет духовного значения, если не научает нас Богозаповеданной любви. И всякое единство утратится, если оно не является единством в Духе и Любви.
Тот, кто стремится извлечь положительные уроки из патриотического подвига наших предков на Куликовом поле, должен в полной мере осознать эти спасительные истины и понять, что они являются основой и залогом успеха для всякого делания в сем мире. Мы не можем разделить труд и творчество ради благосостояния и развития общества, хозяйства, культуры, науки, образования — с одной стороны, и духовную работу, нравственные усилия, к которым нас призывает Церковь, — с другой.
Опираясь на основание, положенное Богочеловеком Иисусом Христом, Церковь утверждает неразрывность небесного и мирского в жизни христианина. Она побуждает каждого православного к активному участию в жизни мира, в жизни государства и общества, но не по стихиям мира сего, а в послушании Христовой заповеди. Ибо мир спасен во Христе и ожидает преображения, но не без участия человека.
Прошло то время, когда со словом «Церковь» ассоциировались только храм и священник. Церковь есть Народ Божий, призванный, в единстве со своими архипастырями и пастырями, стать светом миру. И апостол учит нас, что мы должны пребывать в служении Богу и Церкви, независимо от звания и положения (ср. 1 Кор. 7, 20). Политик, врач, предприниматель, рабочий, военный, учитель, крестьянин, — каждый на своем месте может служить Богу, Отечеству, народу. Именно так и было в ту далекую эпоху, когда после Куликовской победы Русь стала возрастать и укрепляться духовно и материально.
Русская Православная Церковь, в полноте молитвенного единства с сонмом новомучеников и исповедников недавнего прошлого, является той скрепой, той объединительной духовной силой, которая позволяет надеяться, что возрождение всех сторон жизни и плодотворное взаимодействие общественных сил станет реальностью нашего ближайшего будущего.
В то же время, когда мы, вспоминая Куликовскую битву, говорим об общерусских интересах, мы должны быть последовательными в нашей верности наследию отечественной истории. Консолидация сил на основе Православия не означает и не может означать какой-либо конфессиональной или национальной гордыни. Великая Россия, начало которой было положено на Поле Куликовом, включила в себя многие народы и культуры, а ее подданными стали люди разных вероисповеданий и традиций. И сегодня сила и долг Русской Православной Церкви заключается именно в том, что она несет сугубую ответственность за все общество, в котором живет и осуществляет свое служение.
Православие является основой русской культуры. Оно оказало решающее влияния на формирование государственности, национального самосознания и народного образа жизни. Православие пронизало собой всю толщу общественного бытия и определило шкалу ценностей, систему координат миллионов наших соотечественников — людей разных национальностей, разных званий и состояний. И даже десятилетия государственного атеизма и гонений на Церковь не смогли изгладить из духовной и исторической памяти нашего народа православное наследие Святой Руси.
Именно эти неоспоримые факты, а также нынешнее возрождение веры и церковной жизни налагают на нашу Церковь особую социальную ответственность. Церковь обладает не только духовным, но также культурным и общественным потенциалом. Ее долг и призвание в том, чтобы выступать как объединяющая сила, как сила миротворческая и созидательная.
Единственное, что может стать препятствием для выполнения этой миссии, — это недостаток любви. Без искренней и деятельной любви, любви милосердной и творческой, без стремления стяжать такую любовь Церковь как Народ Божий не сможет стать вдохновляющей силой для возрождения и развития всего общества.
А потому, вспоминая сегодня о духовном и ратном подвиге наших предков на Куликовом поле, обратимся с молитвой к преподобному Сергию, Игумену Земли Русской, к святому благоверному великому князю Димитрию Донскому, ко всем святым, в Земле Российской просиявшим, к сонму новомучеников и исповедников минувшего века, испрашивая у них помощи в том, чтобы нам облечься в любовь, которая, по слову апостола, есть «совокупность совершенства» (Кол. 3, 14).
И тогда осуществится завет преподобного Сергия, и мы воистину «единением и любовью спасемся».
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7