Крестник митрополита Филарета иерей Макарий Ковалев запомнил духовного родителя праведным и милостивым. Всю свою жизнь владыка стремился соответствовать святому, имя которого носил в монашестве, — праведному Филарету Милостивому. О том, какой будет памятная церковь, настоятель нового прихода отец Макарий рассказал корреспонденту портала «Беларусь сегодня».
Первый Патриарший Экзарх всея Беларуси молился в разных храмах, величественных и малоприметных. Но никогда не обделял вниманием деревенскую незатейливую церковь. Согревают не стены, а люди, считал он. Верующие воспламеняют молитву.
— Владыка ехал в покосившиеся храмы с историей, — вспоминает священник Макарий Ковалев. В последние годы он трудился его келейником, помогал в дороге и быту. — Митрополит любил скромные ухоженные церкви. Самым важным была община.
Отец Макарий рассказывает случай, как одна бабушка после благословения митрополита по обыкновению наклонилась поцеловать священнослужителю руку. Но он опередил: «Мать, это я должен целовать твои руки. Они пахнут хлебом и трудом».
Почти до самой смерти владыка Филарет служил в небольшом, но очень уютном домовом храме в честь Собора Белорусских святых при Минском епархиальном управлении. Там образовалась немногочисленная община. Эти люди, которые знали первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси и молились вместе с ним, объединились в приход в честь праведного Филарета Милостивого, небесного покровителя Владыки.
В небольшом одноименном памятном храме, который построят в Минске, воплотят современное решение гродненской Свято-Борисо-Глебской Коложской церкви.
— Часть фасада будет в дереве, а другая — в камне. Ее украсят интересными вкраплениями, — посвящает в суть проекта иерей Макарий Ковалев. — А возле планируем возвести большой храм в неовизантийском стиле. Надеемся, в ближайшее время решится вопрос о выделении земли.
Единство двух миров — видимого и невидимого — было для митрополита Филарета неоспоримым фактом. И несмотря на то что физически его больше нет рядом с отцом Макарием, он ощущает особую заботу крестного о строительстве новой церкви. Как?
— Вопросы возникают разные, порой кажется, что неразрешимые. Ты не понимаешь, где найти средства, кто сможет реализовать все идеи. Но потом, как владыка, полагаешься на Бога, и все решается легче.
Макарий родился пятым в семье священника Анатолия Ковалева. Митрополит Филарет согласился стать крестным отцом новорожденного. В детстве Макар редко видел крестного. Большая занятость владыки проложила между ними дистанцию физическую, но не духовную. И те редкие теплые встречи из детства согревают отца Макария и сегодня:
— Владыка приезжал к нам домой. Мы собирались за большим столом. Он с искренней отеческой улыбкой уделял внимание всем.
С 2009 года дороги крестника и крестного сливаются в один священнический путь. Начинается их сближение. Владыка уже не просто крестный Макара, но и его духовный наставник.
Мой собеседник вспоминает первое самостоятельное богослужение с митрополитом. Поселок Сокол. Никольский приход. Храма еще нет. Служба на престольный праздник проходит в вагончике:
При всем своем величии митрополит Филарет держал себя просто. Разговаривал не с чинами, а с людьми. Вот, по словам крестника, тот ключик, которым он открывал многие двери и сердца:
— Авторитет владыки в обществе был настолько велик, что его ходатайства учитывали в разных инстанциях. Но он никогда не злоупотреблял своим положением. Долго общаться с владыкой — большая драгоценность. Он был хорошо воспитан, искренне относился к окружающим. Если у тебя плохое настроение, вопросы, поддержит, выслушает. Уважал труд других.
Макарий служил при митрополите иподьяконом, потом дьяконом и иереем, помогал ему до последнего в быту.
Мой собеседник отмечает: каждое слово из проповеди Филарета ложилось на сердце. Владыка всегда говорил по существу. Казалось, он заглядывает в душу собеседника и видит дальше нынешнего дня.
— Однажды мы с братом пришли к нему на личную беседу, — вспоминает отец Макарий. — Владыка поинтересовался, есть ли у брата избранница. А в мою сторону прозорливо сказал: «У тебя все хорошо». Он встречал каждого с искренней любовью. Но при этом давал ответы на самые сложные вопросы.
В критических моментах, даже если ты сделал что-то не так, проявлял сдержанность. Мог совершить земной поклон и сказать: «Прости».
Отец Макарий обращает внимание еще на один талант крестного — подбирать кадры. В каждом священнослужителе владыка находил изюминку и помогал развиться этому качеству.
Мы беседуем с иереем Макарием в Духовно-образовательном центре Белорусской православной церкви. Митрополит приложил немало сил для его строительства:
— Образование было одним из приоритетных направлений, которое поддерживал владыка. Наши священнослужители — грамотные люди. Окончили и духовные, и светские учебные заведения. Учились во Франции, Греции, Австрии и других странах.
Рабочий кабинет митрополита Филарета представлен в Церковно-историческом музее. На столе, за которым он раньше трудился в епархиальном управлении, его рабочий конспект. Записи напоминают о ежедневных делах экзарха.
Одна из главных икон в кабинете владыки — образ праведного Филарета Милостивого.
Святой отдавал людям последнее, что у него сохранилось после набега неприятелей. Последнего вола. Последние полмешка зерна. Достаток, которого он лишился после ограбления, вернулся к нему сторицей при других обстоятельствах. Всей своей жизнью владыка Филарет старался соответствовать человеку, имя которого носил в монашестве. Стремился быть милостивым и праведным. И ему тоже возвращалось.
Когда воссоздавался крест Евфросинии Полоцкой, надо было внести часть средств на материалы. Проект еще не стал частью госпрограммы. И вот ждали человека за расчетом, а денег не было. Минут за десять до этой встречи владыку посещает близкий ему человек и, ничего не зная о долге, жертвует на церковь ровно столько, сколько требовалось.
Всякий раз, когда экзарх видел информацию о возрождении святыни или строительстве храма, радовался. Он понимал, чего стоят эти труды.
Отец священника Макария Ковалева иерей Анатолий заложил храм в честь архистратига Михаила в деревне Новый Двор. Его сын строит церковь, посвященную памяти небесного покровителя своего крестного. Интересно, что крестным он митрополита Филарета в разговоре ни разу не назвал. Экзарх всегда был для него духовной величиной, владыкой. У иерея Макария уже семь крестников, которым он передает духовный опыт:
— Я понимаю, с какой верой надо подходить к решению всякого вопроса. Важны терпение и скрупулезность. Смерть владыки научила меня выстраивать отношения с теми, кого ты больше не увидишь.
В минуты последнего прощания с первым Патриаршим Экзархом всея Беларуси над Минским Свято-Духовым кафедральным собором кружилось множество голубей. Голубь — знак жизни, который подал Бог Ною после потопа.
— У меня нет чувства, что его нет с нами. Я ощущаю поддержку владыки. Он видит нас, участвует в нашей жизни и создании прихода.
Материал: sb.by (Беларусь сегодня), автор – Ольга Косякова, фотографии – Алексей Столяров
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7