15-18 ноября 2010 года в Москве состоится VI Международная научно-богословская конференция Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи». О предстоящей конференции и перспективах развития богословской науки в интервью порталу «Татьянин День» рассказывает председатель Синодальной библейско-богословской комиссии Высокопреосвященнейший Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
Ксения Лученко, главный редактор портала «Татьянин День»: Владыка, сразу бросается в глаза отличие формулировки темы этой конференции от предыдущих. Раньше это были основные разделы богословия: антропология, экклезиология, эсхатология, сакраментология. Изначально планировали посвятить очередную богословскую конференцию пневматологии — учению о Святом Духе. Но в итоге конференция посвящена нравственности и современным вызовам. Почему?
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси: Да, тема на сей раз сложная, охватывающая разные направления: аскетика, нравственное богословие и вопросы служения Церкви в современных условиях. Но важно подчеркнуть, что эти направления сходятся в одной общей теме: «Жизнь во Христе». Именно таков подлинно богословский подход. Потому что подвижничество, нравственность и служение христиан миру не только взаимосвязаны, но и неразрывны, ибо имеют один общий источник: благодатную причастность Господу и Спасителю нашему Богочеловеку Иисусу Христу. Как христианства нет без Церкви, так и Церкви нет без Христа, Который есть Глава Церкви.
Предложение объединить в рамках одной конференции несколько тематических направлений были сделаны членами Богословской комиссии после предыдущей конференции. Они были представлены Священному Синоду, который утвердил предложенную тему.
К. Лученко: Какие из этих вызовов современности, на Ваш взгляд, в первую очередь нуждаются в богословском осмыслении?
Митрополит Филарет: Таких вызовов множество, и мы, конечно, не сможем затронуть все проблемы. В докладах на конференции будут освещены такие разные темы, как современный христианский университет, электронная коммуникация, соотношение либерализма и традиционного сознания, вопрос о человеке в современной секулярной культуре.
На мой взгляд, это одна из самых важных проблем: как добиться того, чтобы современные христиане, индивидуально и сообща, действительно жили во Христе — в условиях, когда сам образ жизни общества и человека, как правило, не определяется христианской верой? Как быть свидетелями этой благодатной жизни в атмосфере не просто безверия, но и религиозного безразличия, а порой и отторжения великой христианской традиции?
Основной вызов современности — это вызов, обращенный к христианам всегда: быть светом миру (Мф. 5:14), словом и делом свидетельствовать о том, что Бог действительно присутствует в нашей жизни, духовно преображает нас, если мы обращаемся к Нему с верой и упованием.
К. Лученко: В 2005 году, когда темой конференции была эсхатология, уровень дискуссии на тех мероприятиях, к которым привлекались не богословы, а публицисты и практики, многим участникам показался неудовлетворительным и излишне политизированным. В этом году также запланирован в последний день конференции круглый стол об актуальных проблемах. Каковы его задачи?
Митрополит Филарет: Особенность нынешней конференции в том, что в ее работе будут участвовать официальные представители практически всех Поместных Православных Церквей, направленные их Предстоятелями по приглашению Святейшего Патриарха Кирилла. Среди них — иерархи и профессора духовных школ, клирики и миряне. Таким образом, в Москве соберутся богословы, представляющие полноту современного Православия. И традиционный круглый стол в последний день конференции будет как раз посвящен актуальным вопросам общеправославного свидетельства миру, где свою точку зрения смогут высказать представители разных поместных православных традиций из разных стран, разных культурных регионов. Это очень важно сегодня, когда активизировался межправославный соборный процесс, цель которого — сформулировать общую позицию Вселенской Православной Церкви по самым важным вопросам современности, на который Церковь призвана дать ответ.
К. Лученко: За 10 лет Богословская конференция стала главным интеллектуальным событием в Русской Православной Церкви. Как Вы думаете, что позволило ей состояться в этом качестве? Каков вклад конференции в развитие православного богословия?
Митрополит Филарет: В этом году мы проводим уже шестую общецерковную конференцию, которая давно приобрела международный статус. А начинали мы в юбилейный 2000-й год с обзорной темы «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия». Позднее, переходя от одной темы к другой, мы старались постоянно повышать научно-богословский уровень, приглашать ведущих специалистов в соответствующих областях богословского знания. Эти усилия, а также накопленный опыт позволили нам провести в прошлый раз, три года назад, очень содержательную конференцию, посвященную сакраментологии. Ее результатом стал трехтомный сборник материалов, где в систематическом порядке освещается современное православное богословие церковных Таинств в различных аспектах: догматическом, литургическом, каноническом, пастырском и т.д. Это хороший результат, и хорош он, в частности, тем, что это плод, так сказать, «соборного богословского разума». В этом году мы поставили задачу расширить этот «соборный разум» до общеправославного масштаба.
К. Лученко: Развитие каких направлений богословских исследований представляется Вам необходимым? Например, судя по дискуссиям в православных СМИ, современным христианам недостаточно имеющихся текстов о семье и браке. Как Вы думаете, каким может быть дальнейшее осмысление этой проблематики в богословской перспективе?
Митрополит Филарет: Что касается богословских исследований, то развивать, безусловно, надо все направления. Ведь богословие — это не какая-то кабинетная, сугубо академическая работа специалистов в отдельных областях (хотя и такая работа нужна, потому что без нее не бывает подлинной науки). А богословие в целом и конкретные богословские дисциплины в частности — это, конечно, наука, и довольно строгая, требующая и компетентности, и усердия. Но нам надо развивать богословскую науку во всех направлениях, чтобы совершенствовать и содержательно наполнять систематическое богословское образование в наших духовных школах, — чтобы наши будущие пастыри были действительно хорошо подготовленными, всесторонне богословски образованными людьми.
Что касается богословского осмысления брака и семьи, то это, действительно, очень важно. На нашей нынешней конференции мы затронем и эти вопросы.
Раньше даже в светских дискуссиях на эту тему часто можно было слышать, что «семья — это ячейка общества». Сегодня, к сожалению, общество все больше представляют как совокупность индивидов, то есть отдельных людей со всеми их неотчуждаемыми правами и свободами. В том числе правом то вступать в брак, то разводиться, рожать детей или не рожать… И кому, как не Церкви, напоминать сегодня обществу о том, что вопросы брака и семьи касаются не только демографической проблемы, но прежде всего самих людей и каждого человека? Богословие «честного брака», говоря словами апостола Павла [см. Брак у всех да будет честен и ложе непорочно — Евр. 13: 4], — это богословие человека, а также «малая экклезиология», потому что православная семья — это «домашняя церковь». Думаю, что богословие брака и семьи нужно развивать как раз в перспективе общей темы нашей конференции: как жизнь во Христе. Ибо Церковь изначально понимала брак как брак «в Господе» (см. I Кор 7: 39; св. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу Смирнскому, 5).
К. Лученко: Как Вы оцениваете современное состояние русского богословия в контексте развития богословских наук в мире?
Митрополит Филарет: В дореволюционной России православное богословие было на весьма высоком уровне — как богословие сугубо академическое, научное, так и богословие, так сказать, творческое, порой дерзновенное. Со времен А.С. Хомякова у нас были и влиятельные богословы-миряне, не связанные с духовными школами. Потом наступил довольно долгий период, который можно назвать временем «практического богословия новомучеников и исповедников». И мы еще не вполне осмыслили это особое «богословие», которое было прежде всего именно жизнью во Христе. Жизнью подвижнической, жизнью, до конца подчиненной христианскому пониманию нравственности, а также жизнью как современным свидетельством миру — свидетельством о Церкви, которую не могут одолеть никакие «врата ада». А затем наступило время уже не «героев веры», а скорее «тружеников веры». И богословие — тоже труд, а также церковное служение.
Благодарение Богу, за последние двадцать лет мы постепенно, но неуклонно восстанавливаем и церковное образование, и церковную науку. И сегодня пришло новое поколение богословов и церковных ученых. Теперь они могут свободно работать на благо Церкви.
Я не раз говорил, что богословие — это дело Церкви, и мы стараемся это дело делать и развивать. Но нужно сказать и о другом: о том, что богословие — это дело и церковных богословов, православных христиан, готовых посвятить свои таланты (в евангельском смысле) и даже свою жизнь богословскому служению Церкви. В нынешнем, как говорят, «обществе знаний», это очень важное служение. Потому что богословское знание необходимо современному обществу, которое забыло многие христианские, вероучительные, богословские истины. Истины спасительные, просвещающие разум, ибо, как поется в рождественском тропаре, Свет разума для всего мира — это Христос.
Русское православное богословие уже восстанавливает свои силы. И я уверен, что оно скажет свое слово в нынешнем, двадцать первом, веке.
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7