Преосвященные владыки, досточтимые отцы, братья и сестры,
участники и организаторы конференции, посвященной памяти протопресвитера Виталия Борового!
Сердечно приветствую всех вас, собравшихся почтить память отца Виталия, выдающегося церковного деятеля масштабов вселенского Православия.
Сегодня, спустя 7 лет со дня его кончины, хочу вспомнить о тех шагах, которые мы прошли вместе с ним, служа Церкви и земному Отечеству. Незабываемо то вдохновение, которое переполняло нас во время подготовки мирных конференций в Москве, празднования 1000-летия Крещения Руси и других важнейших торжеств нашей Церкви. Когда-то, думаю, всё это будет изучаться в учебниках по истории Церкви, этому будут даны свои оценки.
Но в рамках приветствия позвольте мне просто поделиться тем образом — образом, который остался в моей памяти об отце Виталии.
Как-то раз мне довелось быть на конференции, где докладчик вспоминал древнегреческого философа Сократа. Было указано его исключительное значение для истории философии. И далее речь зашла о том, что один из современников, кажется, комедиант Аристофан, уподобил Сократа оводу, который своим жужжанием не давал покоя согражданам. Он побуждал их постоянно задумываться, бодрствовать совестью и умом.
Вот этот образ неусыпающего Сократа соединяется в моей памяти с тем, что составляет суть отца Виталия Борового. Всю жизнь он восхищался выдающимся богословом и историком древней Церкви Василием Васильевичем Болотовым. Восхищался и мечтал продолжать его дело. Конечно, бесконечные послушания не давали ему возможности полностью погрузиться в академические штудии. Однако отец Виталий обладал исключительной пытливостью ума. Он много знал. Но, пожалуй, гораздо важнее эрудиции было то, что он умел думать: быстро, четко схватывать суть дела и предлагать решения проблемы. Отец Виталий побуждал людей вокруг себя к ответственному мышлению.
В нем присутствовало трезвое и требовательное отношение к людям и ко всему происходящему. Он любил людей и, когда нужно, был снисходителен к ним. Но, когда дело касалось принципов, интересов Церкви, в нем чувствовалась нелицемерная, чуждая всякого человекоугодия преданность делу.
Возможно, от этого в отце Виталии чувствовалась некая особенная веселость, иногда даже дерзость в свидетельстве правды. Однако при этом он был весьма осторожен, — настоящий дипломат!
Вот такой он был и остается в нашей памяти — отец Виталий Боровой, наш соотечественник и — верю! — ходатай пред Престолом Божиим о Церкви Христовой.
Дай Бог, чтобы те, кто ныне учится в Духовных школах, с благоговением поминали наставников своих и посильно подражали им в преданности и любви к Церкви.
Призываю Божье благословение на всех участников конференции!
Митрополит Филарет (Вахромеев),
Почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7