Слава и хвала на земли рожденному и обожившему земнородных существо
Христу Богу нашему.
Утреня Рождества Христова,
по 1-й стихологии седален
Господь наш Иисус Христос, един от Святой Троицы, ныне сочетается человеческому естеству. Тот, о Ком мечтали народы и думали мудрецы, о Ком втайне тоскует сердце каждого человека, сегодня являет Свой Лик.
Возможно ли уразуметь или описать человеческим словом эту великую благочестия тайну (1 Тим. 3: 16)? Священное Писание, а вслед за ним песни отцов восхищают ум к созерцанию чуда Боговоплощения: «приидите, вернии, возведемся Божественне и видим схождение Божественное свыше, в Вифлееме к нам явленное»[1].
Приди и виждь — вот путь христианского богословия! Так говорит апостол Филипп сомневающемуся Нафанаилу: «пойди и посмотри», «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1: 46, 45).
Пастухи, видевшие «многочисленное воинство небесное, славящее Бога» (Лк. 2: 13), также обращаются друг ко другу: «пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк. 2: 15).
К сожалению, далеко не всегда мы внемлем этому призыву. В отличие от библейских пастухов, направивших свои стопы к Божией колыбели, мы остаемся стражами у целого стада (Лк. 2: 8) житейских забот. Образом вещей, о которых мы денно и нощно заботимся, выступают овцы. Нам часто кажется, что мы их пасем, то есть что мы являемся хозяевами положения, контролируем наши привязанности и в любой момент можем от них оторваться. Но лукавство мира заключается в том, что он затягивает нас.
И когда мы слышим призыв «Приди!», то не имеем сил оторваться от земного и устремить свои сердца к горнему. Речь идет не только о внимании к Богу. Как часто сей призыв исходит от людей вокруг нас: малые дети зовут родителей, немощные старцы обращаются к своим чадам; муж желает увидеть внимание жены, а жена ищет опоры в муже; на работе, среди соседей, в транспорте и на улице мы всегда остаемся людьми, взыскующими добра, понимания, любви друг от друга. Само существование человека — это своеобразный призыв к ближнему: приди, раздели со мной радость и утешь меня в скорби.
Это призыв, на который может откликнуться только личность, ибо он исходит от личности. Однако мало придти! Необходимо особое искусство видеть: видеть в незначительных совпадениях — знамение, в нищем человеке — образ Божий, в преступнике — утомленную грехом душу.
Дорогие братия и сестры! Этот призыв обращен к нам с вами. Но первым на него откликается Бог, рождение Которого на земле есть рождение Богочеловеческой Личности.
Для нас сегодня привычными атрибутами праздника стали ясли, животные, пастухи и мудрецы вокруг Богомладенца. Но порой нас все-таки посещает вопрос: отчего Бог родился в столь стесненных, неблагоприятных условиях? Неужели Он не мог обустроить более торжественно событие, которое повлияло на весь ход человеческой истории?
Очевидно, что таков замысел Бога, пожелавшего преобразить светом Своей Личности самые тяжелые стороны нашей жизни. Он сумел наполнить красотой рождение среди животных, ответить прощением и любовью на зависть и ненависть людей, явить полноту свободы, обнимая на Кресте весь падший мир. «Потому да ликует все творение и да играет, ибо восстановить его явился Христос и спасти душинаши!»[2]
Сын Божий пришел и стал Сыном Человеческим, потому что видел, что даже во грехе человек остается образом и подобием Творца. Ради нас Он как бы прикрывает сияние Своего Божества. Как говорится в рождественском каноне: «Премудрость, Слово и Сила, Сын по естеству и Сияние Отчее, Христос Бог, втайне от сил, — всех тех, что выше мира и тех, что на земле, вочеловечившись, вновь нас приобрел…»[3]
Рождество Христово — это шаг величайшего доверия человеческому роду. Бог становится младенцем, позволяет юной Марии держать Себя на руках, вверяет Себя заботе престарелого Иосифа и многих других людей, окружавших Его. Рождество Христово уязвляет совесть каждого из нас вопросом: чем ответишь на такое доверие ты, человек?
Нам нужно услышать этот вопрос в обстоятельствах собственной жизни. Каждого из нас Господь Иисус Христос призывает быть полноценной личностью, тем, кто сможет преобразить малую часть окружающего мира.
Главная сила, способная помочь обществу в трудный час, — это сила богоподобной личности, человека. Наша ответственность заключается в том, чтобы проживать свою жизнь как ответный дар ныне родившемуся Христу. Это означает, что мы призваны к честному и добросовестному труду, чуткому и внимательному отношению друг ко другу, покаянию и дерзновенной молитве к Богу.
Верю, что Отечество наше богато людьми, готовыми «работать Господеви со страхом и радоваться Ему с трепетом» (Пс. 2: 11).
В 992 году, тысячу и двадцать лет назад, при святом равноапостольном князе Владимире «начаша ставити на иных градех епископы: в Новгороде, в Полтеске, в Волынскую землю». Одновременно с этим святой князь послал своих родных сыновей в их уделы с наказом во всех их делах «с епископами советоваться».
Это единомыслие духовной и светской власти на землях Беларуси стало особенно востребовано 400 лет назад, когда наше Отечество переживало трудные времена в связи с введением унии. В те далекие годы Господь восставил из рода князей Слуцких Олельковичей святую праведную Софию Слуцкую. Эта святая жена с кротостью принимала все обстоятельства жизни, но при этом сердце ее было предано Господу.
Она сумела убедить своего супруга исходатайствовать у польского короля грамоту о запрещении в их слуцких владениях насильно принуждать к унии православных людей. Подвижническими трудами и своей праведной жизнью княгиня сохранила слуцкий край — вотчину своих благочестивых предков князей Олельковичей — от униатского пленения.
В этом году также отмечается 400 лет со времени основания Свято-Петро-Павловского собора в Минске. Подвиг наших предков, не побоявшихся в трагичных для нашего народа обстоятельствах основать храм и монастырь, и в наши дни воспринимается как образец непоколебимости стояния в вере, пример высоких духовных качеств и патриотизма. Закрытый в богоборческие времена и возрожденный в наше время Свято-Петро-Павловский собор зримо свидетельствует о духовной и исторической жизненности Православия, преданности нашего народа традиционным христианским ценностям.
Возлюбленные братья и сестры! Древняя святоотеческая мысль гласит: Бог вочеловечился для того, чтобы человек обожился! Биение сердца — это стук Божий в дверь души. Бог ищет возможности помочь нам. Но он требует: «Приди и увидь Меня! Будь сильным, потому что Я наполнил силой твою слабость! Будь радостным, потому что Я вытер твои слезы! Будь прост в своей мудрости, потому что мудрость волхвов и простота пастырей ныне объединились в ликовании Богосозерцания»!
Дай Бог, чтобы в грядущем году мы помнили, куда нам идти. Чтобы наш путь освещался светом Рождественской звезды, которая помогает видеть чудо там, где зависть и злоба Ирода норовит истребить человеческое, личностное начало.
С праздником дорогие братья и сестры! С Рождеством Христовым! Да сохранит Господь Своей благодатью все доброе и хорошее, что рождается в наших сердцах, дабы в сей день мы смогли от щедрот сердца вынести навстречу друг другу мир, радость и любовь! Аминь!
+ Филарет,
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси
Рождество Христово
2011 / 2012 гг., Минск
[1] Тропарь (глас 1-й) 6-го часа службы Рождества Христова.
[2] Стихиры на Славу из стихир на стиховне великой вечерни службы Рождества Христова.
[3] 3-й тропарь 1-го канона утрени Рождества Христова.
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7