«Имя оценивается Церковью как конкретная духовная норма
личностного бытия, как идея. Одна из обычных назидательных тем —
о подражании соименным святым и о покровительстве их
носящим общее с ними имя.
Тут идет речь об избирательном сродстве со святым».
(Священник Павел Флоренский)
Одним из первых дел Адама было наречение имен. В имени выражалась сама сущность того, кому оно давалось. В новозаветное время в житиях угодников Божиих подчеркивалось, что они прожили жизнь в соответствии с духовной задачей, заключенной в их именах. «По имени и житие», «Достойно имени прожил еси», — писали о них.
Высокопреосвященнейший митрополит Филарет (Вахромеев) был наречен этим именем 3 апреля 1959 года в монашеском постриге, который совершил наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен (Хмелевский). Живший в VIII веке «любитель добродетели», прозванный Милостивым и из-за своего человеколюбия испытавший немалые трудности в земной жизни, стал небесным покровителем будущего архиерея.
В Русской Православной Церкви в честь святого Филарета Милостивого были пострижены такие светильники, как митрополит Филарет Московский (Дроздов) и митрополит Филарет Киевский (Амфитеатров). Современники прозвали московского митрополита Мудрым, а киевского — Благочестивым. Когда однажды один из высокопоставленных чиновников высказал государю-императору свои опасения относительно ситуации в лоне Церкви, царь ответил: «Пока у нас есть Филарет Мудрый да Филарет Благочестивый — всё будет хорошо».
Когда вглядываешься в духовный облик митрополита Филарета (Вахромеева), размышляешь над его словами, мыслями, деяниями, становится заметной связь с тезоименитыми ему тремя святыми, так премудро вплетенная в его жизнь Промыслом Божиим. К тому же сам высокопреосвященнейший владыка стремился являть своей христианской жизнью добродетели, свойственные его святым покровителям. Он всячески старался соответствовать своему имени и стремился, чтобы все жили в мире.
Когда в 1978 году митрополит прибыл в Беларусь, его спросили, как он видит свое служение. Владыка ответил: «Мой святой покровитель — Филарет Милостивый. Так и я буду поступать».
Простота, доступность, одинаково уважительное отношение и к высокопоставленным руководителям государства, и к студентам, и к бабушкам-прихожанкам отличали митрополита Филарета. Власть его не испортила, напротив, благодаря ей его положительные качества стали более заметны. Там, где нужно было сделать замечание, — он его делал. Он обладал всеми деловыми качествами, необходимыми для духовного руководителя такого высокого уровня, который предполагает служение митрополита. Но эта сторона его служебных обязанностей не перекрывала в нем духовного отцовства. Его отеческое, теплое отношение, забота, вера в человека распространялись на всех и рождали ответную любовь в сердцах окружавших владыку людей. Он много делал лично для каждого, кто трудился рядом с ним во славу Божию и на благо Церкви. И, конечно же, как монах высокой жизни, не позволял себе никого осуждать. Митрополит Филарет всегда избегал говорить о человеке в его отсутствие, хотя приходилось по должности принимать решения относительно людей. Он старался не обидеть даже неловким словом и был очень деликатным и чутким человеком.
Совершавшие свое святительское служение в XIX веке митрополит Филарет (Дроздов) и митрополит Филарет (Амфитеатров) были инспекторами и ректорами духовных школ. Московский и Киевский святители оказывали влияние на общецерковные дела, в особенности на развитие духовного образования.
Митрополит Филарет (Амфитеатров) много потрудился в области храмоздательства, а митрополит Филарет (Дроздов) на своих плечах поднял дело возрождения (если не становления) русской богословской науки и Московских духовных школ, где впоследствии преподавал. Он взялся за дело перевода Священного Писания на русский язык, прямо и открыто защищал библейское дело.
Вот как описывает современник митрополита Филарета Московского в день празднования пятидесятилетия его служения в архиерейском сане: «Маленький, хрупкий, сведенный к простейшему выражению своего физического существа, но с глазами, полными жизни и ума, он непобедимой высшей силой господствовал над всем, что происходило вокруг него. Пред своим апофеозом он оставался совершенством простоты и естественности; казалось, что он принимает все эти почести только затем, чтобы передать их кому-то другому, чьим случайным представителем он теперь является. Это было прекрасно! Воистину то был праздник духа».
Митрополит Филарет (Вахромеев) окончил полный курс Московской духовной академии со степенью кандидата богословия. Темой его кандидатской работы было «Пастырское душепопечительство Филарета, Митрополита Московского, по его письмам». Святейший Патриарх Алексий I глубоко почитал святителя и ввел в Московских духовных школах Филаретовские вечера, в которых архимандрит Филарет (Вахромеев) принимал живое участие. В Московской духовной академии он занимал в разное время должности инспектора, заведующего аспирантурой и ректора. И впоследствии вся жизнь владыки была посвящена проповеди православных ценностей, утверждению веры и воспитанию подрастающего поколения в традициях христианской любви, нравственности и милосердия. Владыка Филарет был председателем Синодальной библейской комиссии, благодаря его усилиям развилась на высоком уровне внутрицерковная и международная богословская дискуссия, наладился серьезный диалог между церковным научным миром и миром светской науки.
По случаю 50-летия своей архиерейской хиротонии митрополит Филарет, отвечая на поздравления и благодарность за труды по возрождению Белорусской Православной Церкви, сказал: «Я благодарен Господу за каждый год моего архиерейского послушания. Для меня оно было и будет бесценным даром. Что я сделал за это время — рассудят люди и история. Скажу одно: поистине прав был апостол, когда говорил: “Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе” (Флп. 4: 13). Без Христа мы на самом деле ничего не можем. А с Ним можем всё!»
Пусть добрый пример почившего архипастыря помогает и нам видеть Божие Промышление о себе и следовать ему своей жизнью.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” Евр.13:7